Апрель
2014
ПосадкаСюрпризы южного полигона6
На орбитеНаблюдение Земли — самое интересное кино10
СтартМы соберемся за столом…14
ОбразованиеНаноспутник мал и недорог18
ПерспективаНовое оперение «АИСТа» ...»22Приглашаем к разговоруГагаринские чтения: перезагрузка ...»28
ТехнологииНедремлющее око «СОДИСа»32
Сочи-2014Как создавали символ Олимпиады44
Люди эпохиПервый инструктор космонавтов46
ДуховностьБлаговест среди звезд50
АктуальноНадежное будущее в ваших руках54
МоделизмСтанция, где готовят инженеров60
Главная/Архив журнала

Архив журнала

Гагаринские чтения: перезагрузка

В Гагарине прошли 41-е Международные общественно-научные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения первого космонавта планеты. К сожалению, широкая российская общественность этот юбилей по большому счету не заметила. Ограничились упоминанием в новостях. А что же Гагаринские чтения? Насколько интересными они были?

Владимир Попов

НЕ ТОРТИК И НЕ ПРЯНИК...


Нет, если исходить из позиции, что, мол, хорошо, что хоть такое организовать и провести сумели,?— тогда вопросов нет. А если серьезно, эта тема заслуживает заинтересованного диалога. В том числе и на страницах журнала.
Итак, чтения. Что сразу бросается в глаза? Конечно, обилие представленных докладов. И какие доклады!.. Спасение экипажей космических кораблей в нештатных ситуациях на околоземных орбитах… Тренажерный макет многозонной электровакуумной печи в подготовке космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам… Технологии и комплексы использования ресурсов лунного грунта: космогеохимический анализ…
Но если внимательно изучить программу чтений, замечаешь повторы, некоторое дублирование. Так, на заседании секции Андрей Курицын из ЦПК рассказал об «Исследованиях возможностей человека после выполнения длительного космического полета». А пленарное заседание порадовало участников форума докладом начальника ЦПК Сергея Крикалёва «Исследования возможностей человека после выполнения длительного космического полета»… Безусловно, каждый из перечисленных докладчиков, что называется, дока в упомянутых вопросах. Но стоит ли дублировать?
Порой приходится отмечать, что некоторые заявленные темы не совсем удачно сочетаются в одном разделе.
Например, в программе секции «Космонавтика и общество», которой руководил директор Инновационного научно-образовательного центра ФГБУН ИПУ Ю. В. Сидельников, значится тема «Особенности и современные проблемы правового регулирования в области пилотируемой космонавтики». И тут же?— «Повышение эффективности антенно-фидерных устройств космического назначения». На одной странице находим «Многокорабельную схему пилотируемых полетов на Марс» в соседстве с «Технико-экономическими критериями функциональной надежности большой технической системы». И так далее…
Слов нет, любая из перечисленных тем актуальна, остра. Но будем откровенны: это не те темы, которые можно рассматривать поверхностно. А формат именно этих Гагаринских чтений, на мой взгляд, не предполагает какого-то особого глубокого изложения и обсуждения представленного материала. Да что говорить! Всего в программе этой секции значилось 15 докладов. А на все про все вместе с обсуждениями выделялось… 3 часа. 10 минут на доклад и 2 на обсуждение? Не маловато? Как говорится, не тортик, не пряник.
Повторимся: темы интересные, важные, и этим людям есть что сказать. Но кому? Кому поведать о каких-то новых догадках, дерзких гипотезах или исторических открытиях? Получается, таким же, как они сами, собратьям по космическому цеху?— своим коллегам. Но ведь все они, образно говоря, варятся в одном информационном бульоне, и вряд ли чье-либо выступление, ограниченное 10-минутным регламентом, станет для этой публики каким-то откровением.

 

 

ОТ СИМФЕРОПОЛЯ ДО ОМСКА


Между тем уже который год на Гагаринских чтениях присутствует весьма благодарная аудитория, которая с жадностью внимает даже самым незатейливым словам и выступлениям работников ракетно-космической отрасли. Это юношество. Ребята из космических классов, школ, которые носят имена космонавтов, едва ли не целый год готовятся к поездке в Гагарин?— пишут доклады, отправляют заявки. Причем география юных участников чтений довольно обширна: Владимирская, Омская, Саратовская области, Татарстан, Подмосковье, Удмуртия, Смоленщина, Крым… Добавьте сюда делегации из Белоруссии, Казахстана…
Скажем, на этот раз очень понравилось выступление ребят из ижевской школы № 62 им. Ю. А. Гагарина. Школа получила имя первого космонавта 13 апреля 1961 года, а уже в 1965 году там открылся музей авиации и космонавтики. Но, как рассказали юные ижевцы, с космосом школа была связана задолго до исторического полета.
— В нашей школе был открыт ракетный кружок,?— рассказывает ученица 9 класса Марина Самбурова.?— Ребята сами мастерили модели ракет и запускали их в небо со школьного двора. Поэтому в Ижевске ни у кого не возникло никаких сомнений в том, какую именно школу назвать в честь Гагарина. Это имя нам присвоили на следующий день после его полета в космос! Мы опередили даже школу Гагарина в Гжатске, его родном городе.
Отлично показали себя ребята из Белоруссии?— из Слуцка, Червеня, других городов соседней республики. Там, кстати, очень гордятся своими земляками-космонавтами?— Петром Климуком, Владимиром Ковалёнком, Сергеем Новицким. На этот счет на молодежной секции было представлено, пожалуй, наиболее полное и насыщенное сообщение, которое подготовили слуцкие гимназисты.
Что ж, белорусам есть чем гордиться. Например, в том же Слуцке родился Семён Косберг?— один из ведущих конструкторов ракетных двигателей и ближайший соратник Сергея Павловича Королёва. Разработанные им двигатели стояли на ракетах-носителях типа «Восток» и «Протон». Они выводили космические корабли на околоземную орбиту, а космические аппараты?— к Луне, к Марсу…
А взять генералов Константина Герчика и Юрия Жукова. Они в разные годы командовали космодромом Байконур. Их жизнь и судьба также служат примером для юных земляков.
Разумеется, рассказами о замечательных земляках работа молодежной секции не ограничилась. Интересными и весьма актуальными стали доклады и сообщения студентов Воронежского государственного медицинского университета о совместных проектах с Институтом медико-биологических проблем. Симферопольские школьницы Наталья Аксёнова и Александра Невзорова выступили с сообщением, посвященным вопросам исследования Луны космическими аппаратами. Из казахстанского специализированного лицея для одаренных детей приехали Ерасыл Нурболатулы и Ислам Женис, которые представили проект иллюстрированного журнала для детей «Космос».
Но опять же?— кому они все это рассказывают? Таким же школярам, подросткам. А ведь им куда больше хотелось бы поделиться своими, пусть крохотными, но открытиями с настоящими космонавтами, услышать их советы, замечания, оценки. Увы…

 

 

КТО ПОМОЖЕТ МУЗЕЮ?


На одно из первых заседаний секции «Космонавтика и молодежь» пригласили космонавта Сергея Ревина. Он продемонстрировал залу коллекцию слайдов, на которых были изображены элементы тренировок, старта, работы на орбите. И то, что космонавт Ревин нашел время, подготовился и выступил перед ребятами,?— уже хорошо, и большое ему за это спасибо.
Но, согласитесь, выступления одного космонавта явно недостаточно. Тем более следует учитывать, что на Гагаринских чтениях собираются ребята из российских регионов и сопредельных республик, расположенных за тысячи километров от Гагарина, те, кто живо интересуется космонавтикой, в какой-то степени держит руку на пульсе ракетно-космической отрасли.
И еще. Сегодня уже недостаточно просто прийти и рассказать о своем полете. Следует понимать, что перед нами не дети, а юношество, которое надо научить мыслить смело, масштабно, научить дерзать! А значит, необходимо как можно шире раздвигать перед ними горизонты космического мышления.
Что же можно предпринять в этой ситуации? Начнем с того, что по большому счету весь груз ответственности за проведение «международных научно-общественных чтений» оказался на плечах невеликого коллектива Объединенного мемориального музея Ю. А. Гагарина. Организация всего многодневного мероприятия, встреча и размещение гостей, обеспечение их справочной литературой?— это все их заботы. Музей вообще оказался заложником порядочности своих скромных хранителей памяти. Потому что реальной помощи от областных «культурных» чиновников, районного и городского руководства, по сути, нет никакой. И все приходится делать самим.
Баннер, который украшает центральную площадь Гагарина и извещает о начале Гагаринских чтений, для них в долг изготовила местная фирма. Полиграфисты под честное слово отпечатали буклеты и программу Чтений. Профессиональный фотограф, которого упросили выполнить серию снимков хотя бы с торжественного открытия Чтений, опять же трудился исключительно, как говорится, из любви к искусству?— из-за великого почтения к подвигу земляка и просьбы работников музея. Даже автобус, чтобы отвезти детей в Клушино на родину Юрия Гагарина, музейщикам предоставил местный меценат. Стоит учесть и то, что гагаринский мемориал финансируется лишь на 40 %. Остальное зарабатывают сами?— экскурсиями, выставками. А что же местные власти, Министерство культуры России, которые с удовольствием находят себя в списке организаторов? Похоже, этим нахождением все и ограничивается.
А так ли должно быть? Наверное, правильно было бы, чтобы такие исключительно технические вопросы вообще не волновали оргкомитет. По идее, это у них должны спрашивать: какая помощь вам требуется? Нет ли нужды в средствах, бумаге, транспорте? Куда там!
Вот еще нюанс! На эти юбилейные чтения к торжественным открытиям пожаловали депутаты Госдумы. Их привезли аж на шести автобусах. Все внимание областной, районной и городской администраций, разумеется, им. Про подрастающее поколение взрослые дяди попросту забыли. Но кому, скажите на милость, важнее живого космонавта увидеть? Районному чиновнику или пареньку из Омска, Новосибирска, Подмосковья? Тоже вопрос. Кроме того, я сильно сомневаюсь, что депутаты съездили в Гагарин за свой счет. А вот детские делегации учителя-подвижники привозят, как правило, за деньги родителей.
Какой же из сказанного можно сделать вывод? На мой взгляд, Гагаринские чтения вполне уместно разделить. Мартовские, на родине Юрия Алексеевича, надо бы ориентировать на подрастающее поколение, историков, на музеи. Пусть космонавты, работники ракетно-космических предприятий берут шефство над космическими классами, встречаются с будущими Гагариными и Королёвыми, рассказывают им о новых направлениях развития отрасли. И это будет правильно и полезно. А обсуждение научных вопросов, наверное, лучше оставить на апрельские Гагаринские чтения, которые традиционно проходят в МАТИ. Вот там, вместе с талантливыми студентами, аспирантами, самое время и место обменяться злободневными и полезными идеями, гипотезами. Которые будут обнародованы не для галочки, а из которых можно будет всем извлечь практическую пользу. А вы как думаете??

Фотоматериал предоставлен Объединенным мемориальным музеем Ю. А. Гагарина