Май
2013
На орбите«Рабочий день» продлится полгода6
РегионДля двигателя важна хорошая летная история ...»10
НаукаЗащита от пылевой плазмы18
ПроблемаДля ДЗЗ закон не писан26
КомпетентноДвижение в развитии30
Разбор полетовЧелябинский метеорит: реальность и мифы32
ФорумПобедителей ждет Плесецк46
ОбразованиеНаследники гагаринской славы50
ОсновоположникиАзарт и талант академика Богомолова52
ЛюбопытноДень рождения в космосе58
Искусство«Небосклон» в подземелье ...»62
Очевидное-невероятноеКто первым полетит к Марсу?64
Главная/Архив журнала

Архив журнала

Для двигателя важна хорошая летная история

Коллектив ОКБ «Факел» — единственный в стране разработчик и поставщик плазменных двигателей. Кроме того, на мировом рынке продукция «Факела» имеет отличные рекомендации. За счет чего калининградцы достигли и удерживают высокие позиции? Чем обернулось для них сотрудничество с американскими партнерами? Чем живет предприятие сегодня?

Директор Федерального государственного унитарного предприятия ОКБ «Факел» Михаил Коркунов ответил на вопросы редакции «РК».

 

— Михаил Викторович, «Факел» хорошо известен в мире космонавтики. В чем уникальность вашей продукции?

 

— Могу с гордостью сказать, что ОКБ «Факел» в течение десятка лет лидирует в сегменте разработки различных электроракетных двигательных систем для космических аппаратов. Предприятие является ведущим в мире разработчиком стационарных плазменных двигателей и двигательных установок, в том числе для российской программы ГЛОНАСС.

Кроме того, мы являемся мировыми лидерами в разработке электрореактивных двигателей (ЭРД) и двигательных установок (ДУ) малой тяги на их основе, ведущим российским предприятием по разработке и изготовлению гидразиновых двигателей и ДУ на их основе, а также плазменных источников наземного и космического применения. Производственный и испытательный комплексы ОКБ «Факел» укомплектованы технологическим и уникальным стендовым оборудованием для выполнения всех видов работ по созданию и серийному изготовлению ЭРДУ и двигателей малой тяги. За 46 лет компания накопила богатый опыт, у нашей продукции хорошая летная история.

 

— Есть ли в «портфеле» ОКБ новинки, которые позволяют с оптимизмом смотреть в будущее?

 

— Конечно. К инновационной продукции, которая помогает закрепить и усилить позиции предприятия на космическом рынке, я бы отнес двухрежимный двигатель средней мощности СПД-140Д?— ЭРД мощностью 4,5 кВт. Уже завершены его предварительные испытания. На основе этого двигателя будет разработана новая технология по выведению космических аппаратов на высокие орбиты. Также он может быть использован для решения задач межорбитальной транспортировки и межпланетных полетов.

Еще одно ноу-хау?— двигательный блок с управляемым вектором тяги ДБ-100. В нем используется уникальный поворотный механизм, разработанный совместно со швейцарской фирмой RUAG. Он будет поставляться на перспективные платформы КА в режимах управления на орбите и при межпланетных перелетах. Кстати, предприятие потратило на него собственные средства. Уверен, они в скором времени окупятся.

В рамках Федеральной космической программы мы создаем также двигательный блок с управляемым вектором тяги ДБ-140.

 

— Кто покупает вашу продукцию?

— Заказчиками электроракетных двигателей производства ОКБ «Факел» являются ОАО «ИСС им. М. Ф. Ре­шетнёва, НПО им. С. А. Лавочкина, ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, РКК «Энергия», ОАО «Корпорация «ВНИИЭМ», а также зарубежные компании?— SS/Loral (США), ASTRIUM и Thales Alenia (Европейский союз).

В настоящее время эксплуатируется более 65 российских и зарубежных космических аппаратов с двигателями типа СПД и ТКД ОКБ «Факел» на борту. Наши двигатели продемонстрировали высокую надежность и имеют 15-летнюю гарантию на орбитальную эксплуатацию.

 

— Как обновляется производственно-материальная база предприятия?

 

— По плану технического перевооружения, который утвержден Роскосмосом. Более 60% оборудования у нас устарело. Чтобы перейти на более высокий уровень производства, надо технически переоснащаться. Мы закупаем новые станки с числовым программным управлением. В этом году планируем завершить монтаж вакуумного стенда для огневых испытаний плазменного двигателя и связок из нескольких двигателей. Вскоре вступит в строй современное немецкое оборудование, которое позволит проводить электронно-лучевую сварку тугоплавких материалов. Таких как молибден, вольфрам, ниобий, тантал и их сплавы.

Поддержание и развитие технического уровня производства, увеличение производственных мощностей, повышение качества выпускаемой продукции, соблюдение сроков выполнения работ при разработке, создании и производстве космической техники?— в числе наших приоритетов.

Мы прекрасно понимаем, что от качества производства электрореактивных двигательных установок, их составных частей и двигателей малой тяги для КА, а в перспективе создания двигателей большой мощности нового поколения, с повышенным ресурсом работы, увеличенным удельным импульсом тяги и КПД для систем ориентации и коррекции зависит будущее.

 

— Кто входит в кооперацию с «Факелом»? Насколько вы зависите от смежников?

 

— Так сложилось, что в производстве двигателей у нас сформировался замкнутый технологический цикл?— от заготовки до конечной продукции все делается на собственной базе. В России закупаем металлы и сплавы, компонентную базу для радиоизмерений, а некоторые другие высокотехнологические материалы, которых нет в нашей стране,?— за рубежом.

 

— Есть ли кадровый голод?

 

— Я бы сказал несколько иначе: мы нуждаемся в молодых, талантливых, высококвалифицированных специалистах.

Руководитель Федерального кос­мического агентства Владимир Алек­сандрович Поповкин требует от руководителей предприятий космической отрасли привлекать молодежь напрямую из ведущих вузов страны. В силу географической удаленности Калининградской области сделать это не так просто. Выпускники местных вузов имеют другую профориентацию, поэтому если берем их на работу, то требуется длительное время для адаптации. Средний уровень зарплаты на «Факеле» довольно высок?— около 40 тыс. рублей в месяц. Но и требования к претендентам на вакансии жесткие. Поэтому обновление кадров идет трудно.

В этом деле мы стремимся найти баланс между опытом старшего поколения и инициативой молодежи. Такой сплав оптимален.

 

Беседовал Александр Давидюк