2013
СтартОлимпийский факел побывал на МКС6
На орбите«Перо Жар-птицы» во Вселенной8
ДиалогДЗЗ: высоты и проблемы14
ПерспективаЧто придет на смену «Союзам» ...»20
СколковоМарс ждет24
КомпетентноТехника для науки30
ТехнологииНа мощной тяге — к паритету40
ОбразованиеРусская инженерная школа возрождается44
Знай наших!Лунные моря Кирилла Гришина48
ВернисажХудожник и его муза54
МоделизмДолгожитель «Классик»56
НепознанноеТрагедия Бетельгейзе ...»58
Главная/Архив журнала

Архив журнала

Что придет на смену «Союзам»

В наступающем, 2014 году США намерены провести первый беспилотный испытательный полет нового космического корабля «Орион». Чем ответит Россия? Почему вопросы создания нового космического корабля звучат сегодня так актуально и остро?

Владимир Попов

ЗАОКЕАНСКИЕ СТАРТЫ


После тестового полета американский «Орион» должен вернуться на Землю. Причем, по словам разработчиков, при возвращении корабль будет входить в плотные слои атмосферы со скоростью почти 32 тыс. км в час, а температура на его поверхности превысит тысячу градусов по Цельсию. Американцы говорят, что такого не было ни с одним пилотируемым кораблем со времен полетов астронавтов на Луну на «Аполлонах». Пилотируемый запуск намечен на 2021 год.
Что еще известно об этом корабле? Специалисты NASA говорят о том, что это многоцелевой капсульный частично многоразовый пилотируемый космический корабль. Американцы начали его разрабатывать в середине 2000-х годов в рамках программы «Созвездие». В 2010 году правительство США приняло решение свернуть эту программу, а работы по созданию «Ориона» ускорить. Уже заявлялось об испытаниях нескольких ключевых систем нового корабля, в частности, системы экстренной остановки запуска, навигации и стыковки, а также парашютов, которые используются при посадке на Землю капсулы с астронавтами.
По некоторым данным, в качестве ракет-носителей для «Ориона» готовят «Дельту-4» и «Атлас-5».

 

 

… РОССИЙСКИЙ ОТВЕТНЫЙ ХОД


Нашей попыткой создать корабль нового поколения можно назвать проект пилотируемого транспортного корабля «Русь», который разрабатывается специалистами ракетно-космической корпорации «Энергия». По словам президента?— генерального конструктора РКК Виталия Лопоты, «основной задачей ПТК НП «Русь» должно стать выполнение полетов к Луне». Но также «корабль должен будет выполнять транспортно-техническое обслуживание орбитальных станций на околоземной орбите и совершать автономные полеты с целью проведения космических экспериментов и исследований».
По замыслу создателей, «Русь» будет представлять собой многоразовую возвращаемую капсулу. Ожидается, что она рассчитана на десять кратковременных полетов к Луне или на не менее трех длительных экспедиций со стыковкой к окололунной орбитальной станции. Заявлено также, что стартовая масса «лунного варианта» 20 тонн. Численность экипажа?— четыре человека. Продолжительность автономного пилотируемого полета до 10 суток в составе окололунной орбитальной станции?— до 180 суток.
На будущий корабль возлагаются серьезные задачи по доставке людей и грузов на МКС. Но не только. Помимо прочего, разработчики «Руси» предлагают его использовать для пилотируемых экспедиций к Луне и Марсу. Внешне «Русь» похожа на американский «Орион». Хотя заокеанские разработчики признают, что у российского аналога оригинальная конструкция.
Длина корпуса будущего корабля около 6 метров, диаметр?— более 4 мет­ров. Корабль сможет доставлять на орбиту не менее 500 кг и столько же возвращать обратно. Макет был представлен на авиакосмическом салоне МАКС-2013.
Разработчики также заявляют, что в конструкции нового корабля предус­мотрено широкое применение композиционных материалов, а также особо прочных алюминиевых сплавов. Одним словом, ожидается, что в ПТК НП «Русь» будет реализовано множество революционных технических решений.
Кроме того, в нашем корабле космонавты могут чувствовать себя более комфортно. В то время как американские астронавты вынуждены будут постоянно находиться в полусогнутом состоянии: «Орион» ниже по высоте. Примечательно, что во время работы авиакосмического салона МАКС-2013 специалисты Lockheed Martin осмотрели новую российскую разработку и подтвердили, что в отличие от российского корабля в «Орионе» действительно нельзя выпрямиться в полный рост.
Наш корабль получил также принципиально новые полетные кресла из углепластика. Здесь постарались специалисты знаменитого подмосковного НПП «Звезда». Благодаря применению композитных материалов разработчикам удалось сэкономить на каждом кресле от 15 до 20 кг веса, в результате чего на борт можно взять дополнительный запас воды или продуктов питания.
В настоящее время речь идет о двух основных версиях будущего космического корабля. Представленный на МАКС-2013 полноразмерный макет рассчитан на комфортный полет четырех человек с большим запасом продовольствия и воды. Он предназначен для сравнительно долгой экспедиции, например для облета Луны. Другой вариант, оснащенный шестью ложементами, будет летать к МКС.
Старты нового корабля будут производиться с космодрома Восточный. Последнее особенно важно, поскольку взлет и посадка, совершаемые на территории РФ, обеспечивают России независимый доступ в космос.

 

 

ВЛАСТЬ И КАПИТАЛ: КТО СДЕЛАЕТ ПЕРВЫЙ ШАГ НАВСТРЕЧУ

 

Если международное сообщество соберется построить новый космический дом взамен МКС, то, очевидно, он станет гораздо более масштабным и сложным сооружением. Вот почему сейчас торопятся американцы. Вот почему не намерены отставать и мы. И здесь, согласитесь, необходима эффективная мобилизация очень больших ресурсов.
Как решает эту проблему американская администрация? Она очень настойчиво привлекает к участию в космических программах и проектах негосударственные фирмы. Но это вовсе не означает, что в заокеанской ракетно-космической отрасли частный капитал стал чуть ли не двигателем прогресса. Да, есть немало примеров довольно удачного применения частной инициативы в создании различных космических систем. Так, в рамках «Программы развития коммерческих пилотируемых кораблей» (CCDev) компания Boeing разрабатывает частично многоразовый пилотируемый космический корабль CST-100 с экипажем до семи человек. Аппарат предназначен для совершения миссий на околоземную орбиту. Его главной задачей станет доставка космонавтов и грузов на орбитальную станцию.
Здесь также уместно вспомнить ставший в одночасье знаменитым «Дракон». Этот транспортный корабль компании SpaceX разработан в рамках программы «Коммерческая орбитальная транспортировка» (COTS) и предназначен для доставки полезного груза и, в перспективе, людей на Международную космическую станцию. «Дракон» уже побывал на орбите: 25 мая 2012 года аппарат пристыковался к МКС. На корабле к тому моменту не было системы автоматической стыковки, и для ее осуществления пришлось использовать манипулятор космической станции. Теперь планируется построить три модификации корабля: пилотируемую, грузовую и автономную. А в перспективе американцы намерены создать и специальную версию корабля?— для полетов на Марс.
Нельзя не упомянуть и проект компании SpaceDev, получивший название «Дрим Чейзер». В его разработке также принимали участие 12 партнеров компании, три американских университета и семь центров NASA. Многоразовый «Дрим Чейзер» внешне напоминает миниатюрный «Спейс шаттл» и способен осуществлять посадку как обыкновенный самолет. Этот аппарат готовят для доставки грузов и экипажа на низкую околоземную орбиту, куда он будет выводиться с помощью ракеты-носителя «Атлас-5». К 2015 году планируется подготовить к запуску его пилотируемую версию.
Что и говорить, проекты «громкие». Но вряд ли все эти фирмы решились бы на такие масштабные дела без поддержки государства. Причем не столько моральной, сколько финансовой. Например, на разработку «Дракона» NASA выделило фирме SpaceX 1,5 млрд долл. Тот же «Орион», с истории которого мы начали эту публикацию, хотя и разрабатывает корпорация Lockheed Martin, но по заказу NASA и с немалыми денежными вливаниями от космического агентства США. Да и другие частные проекты также получали и получают от космического ведомства США немалые денежные средства. Одним словом, мы явно имеем дело с новой стратегией развития космической отрасли, основанной на тесной кооперации государства и частного капитала.
В чем видит здесь свою выгоду американское руководство? На этот вопрос глава NASA Чарльз Болден ответил так: «Мы расширяем возможности для коммерческого использования космоса и одновременно создаем совершенно новые условия для дальнейшего изуче­ния Вселенной». Кроме того, он особо подчеркнул: «эти проекты дадут США тысячи новых рабочих мест».
Что касается частных компаний, вовлеченных в сферу космонавтики, то им в результате такого рода сотрудничества достаются некогда закрытые космические технологии. Это обстоятельство само по себе является мощным стимулом для роста их технологических возможностей.
Примечательно, что и в России вопросам укрепления государственно-частного партнерства, кажется, уделяется внимание. По крайней мере, об этом много говорится на различных конференциях, симпозиумах, круглых столах. Но, к сожалению, этим дело чаще всего и ограничивается. А ведь привлечение частного российского капитала к реализации серьезных космических проектов сегодня актуально, как никогда.
Кто должен сделать первый шаг навстречу? Может быть, в рамках реализации масштабных космических проектов и государству, и отечественному бизнес-сообществу стоит одновременно решиться на действенное и эффективное сотрудничество?