ИКТ: расшифровка, назначение и виды информационно-коммуникационных технологий

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Сейчас невозможно представить, что еще недавно информация передавалась от человека к человеку только с помощью печатных изданий (книг, газет) и при устном общении.

Так было до 1895 года, когда было изобретено радио. После этого передача информационных потоков немного активизировалась.

А когда появились способы передачи информации с помощью аналоговых, а затем и цифровых сигналов, начался информационный бум.

Для систематизации процессов сбора, обработки, передачи и хранения большого объема информации разработаны и усовершенствованы специальные технологии. Их называют информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

Сегодня мы разберем, что такое ИКТ, уточним, для чего они предназначены и отдельно остановимся на роли ИКТ в образовательном процессе.

ИКТ — это …

Как вы уже поняли из введения:

ИКТ — это аббревиатура термина «информационно-коммуникационные технологии»

Разберем каждое из слов термина:

  1. технологии – это методы и способы достижения определенного результата. В контексте рассматриваемого термина подразумевается совокупность методов и способов сбора, обработки, передачи и хранения информации (что это?);
  2. информация и связь: таковы характеристики объекта, к которому применяются эти технологии. Коммуникация – это связь (от латинского «общение»), то есть процесс общения. Следовательно, информационно-коммуникативный процесс представляет собой процесс обмена информацией.

Вывод: информационно-коммуникационные технологии представляют собой совокупность методов и методов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации.

А вот как трактует определение ИКТ ГОСТ Р 52653–2006 (см что такое ГОСТ):

3.1.5 информационно-коммуникационные технологии: Информационные системы и методы работы с информацией, осуществляемые с использованием компьютерной техники и средств связи.

Примечание: иногда вместо понятия «коммуникация» используют понятие «коммуникативный», считая эти слова синонимами.

Но все же «коммуникативное» уместно употреблять по отношению к социологии (что это такое?), психологии (что это за наука?), менеджменту, то есть к областям, затрагивающим отношения между людьми. Понятие «связь» необходимо применять в аспекте технической связи, то есть, говоря о компьютерных системах связи и телекоммуникациях.

Английский вариант аббревиатуры — ТИЦ (от английского «информационные и коммуникационные технологии»). Часто используют сокращенный вариант — ИТ (русская транскрипция — «горе тебе»).

Людей, занимающихся ИТ-технологиями, называют ИТ-специалистами или просто «айтишниками».

Технические средства ИКТ

К традиционным информационным технологиям (как это?) относятся:

  1. письмо и печать;
  2. телефон и телеграф;
  3. телевидение.

Эти технологии предназначены исключительно для фиксации, тиражирования и распространения информации (т.е знаний). Они не затрагивают самого процесса создания этих знаний: интеллектуальной деятельности.

Современные информационные технологии не только выполняют эти функции, но и сами являются составляющими интеллектуальной деятельности.

Например, программное обеспечение (ПО) помогает создавать новый программный продукт, новые технологии.

Современные средства ИКТ классифицируются следующим образом:

  1. программное обеспечение;
  2. программное и аппаратное обеспечение;
  3. технический.

Инструменты ИКТ включают в себя:

  1. Компьютер и ПК (персональный компьютер или персональный компьютер);
  2. оборудование ВМ (монитор, клавиатура, мышь, соединительные кабели);

  3. средства считывания видео- и аудиоинформации (микрофон, фотоаппарат, сканеры);
  4. средства вывода информации;
  5. устройства для преобразования данных из одного формата в другой;
  6. системы искусственного интеллекта;

  7. программные комплексы: языки программирования, компиляторы (программы для перевода программ в машинный код), трансляторы (программы для перевода программ с одного языка программирования на другой);
  8. Программное обеспечение (прикладные программы, операционные системы);
  9. средства передачи информации между пользователями в локальных и глобальных сетях.

Роль ИКТ в развитии общества

Важность роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, представив на мгновение, что эти самые технологии внезапно исчезли. Представлен? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и другие средства связи.

В такой ситуации человечество буквально застопорилось бы на данном этапе развития. Мы настолько привыкли к возможностям, которые предоставляют ИКТ, что если произойдет коллапс ИКТ, человечество, вероятно, будет ждать эволюционный регресс (как это?).

Не будем думать о плохом, как советуют психологи. Мы будем в порядке. На современном этапе развития совершенствование ИКТ имеет главенствующее значение, поскольку эволюция нашей цивилизации движется по техногенному вектору развития.

Поэтому ИКТ являются движущим фактором развития человеческого общества.

В нашей стране вопрос совершенствования ИКТ имеет большое значение. Приоритеты (что это? 0 в развитии ИКТ утверждаются на законодательном уровне.

Например, Постановление Правительства № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» детализирует меры, которые необходимо предпринять для развития информационного общества.

Ниже приводится краткое изложение основных положений документа.

  1. Превратить ИКТ в один из секторов экономики, доля которого в ВВП (как это?) должна превышать 10 %.
  2. Достижение в ИКТ превышения экспорта (как это?) над импортом (как это?).
  3. Сосредоточьтесь на развитии следующих направлений:
    1. сформировать единое информационное пространство;
    2. развивать единую сеть телекоммуникаций в стране;
    3. предоставлять доступ к услугам связи жителям всех субъектов Российской Федерации (что это?);
    4. переход на цифровое радио- и телевещание на всю страну;
    5. повысить качество услуг во всех социально значимых отраслях (медицина, образование, социальная защита, культура) за счет внедрения ИКТ, в том числе подключить все социально значимые объекты к сети Интернет;
    6. совершенствовать методы и формы учебного процесса за счет интенсивного использования ИКТ;
    7. повысить инвестиционную привлекательность (что это?) ИКТ;
    8. мотивировать граждан (как это?) и организации (что это?) к использованию ИКТ;
    9. повысить качество и объем предоставления электронных государственных услуг («электронное правительство» — Интернет-сервис «Госуслуги»);
    10. совершенствование межрегионального и межведомственного информационного обмена;
    11. обеспечивать безопасность информационного поля Российской Федерации.

Роль ИКТ в образовательном процессе

Роль ИКТ в образовании нельзя недооценивать. Те, кто учится сегодня, завтра станут активными членами общества. «Завтра» нашей страны зависит от того, какое образование сегодня получает молодежь. Поэтому повышение качества образования является одной из основных задач, стоящих перед обществом.

Обучение в одиночку с помощью учебника не может дать тот уровень знаний, который нужен человеку в 21 веке. Только плотное внедрение ИКТ в образовательный процесс может дать полный набор инструментов для повышения уровня образования.

Правительство РФ осознает этот факт и на законодательном уровне (об этом — в предыдущем разделе статьи) прописывает первоочередность внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Модернизация (как это?) образования невозможна без полноценного использования ИКТ в образовании.

Основные средства ИКТ, используемые в образовательном процессе:

  1. ПК+программы+интернет. Такое сочетание средств ИКТ позволяет научить пользователей пользоваться различными прикладными программами для создания текстовых, графических, аудио- и видеофайлов. Это основа для более широкого использования всех возможностей, предоставляемых ИКТ.
  2. Работа в сети Интернет позволяет практически мгновенно получить доступ к любой информационной базе и любому контенту (методическому, научному, развлекательному);
  3. Электронные средства связи (электронная почта, мгновенные сообщения (что это?), чаты и т д.). Это возможность для общения, для конференций в режиме реального времени, для дистанционного обучения (на расстоянии;
  4. Электронные публикации. Такой формат учебников позволяет использовать разнообразные методы обучения, индивидуализируя подход к учащимся, согласно их интеллектуальному уровню.

Но не все так плавно, как хотелось бы. Многие учителя и родители учащихся бьют тревогу по поводу интенсивного внедрения ИКТ в учебный процесс, мотивируя это следующими аргументами:

  1. увеличивается время, которое дети и молодежь проводят за компьютером, что приводит к ухудшению их физического и психического здоровья;
  2. негативная информация в свободном доступе в Интернете ранит неокрепшую психику детей и подростков;
  3. снижается речевая активность (например, ненужный устный диалог). Исчезает способность словесно выражать свои мысли, что приводит к ухудшению мыслительных процессов;
  4. снижается качество получаемых знаний. Ни для кого не секрет, что в основном все конспекты (что это?), отчеты и т.п., внештатные работы просто скачиваются из интернета. Часто учащийся (студент) не может даже пересказать скачанную информацию.

Краткое резюме

Информационные и коммуникационные технологии все больше проникают во все сферы нашей жизни. Это необратимо, несмотря на некоторые трудности и негативные последствия.

Мне хочется воскликнуть:

«Дай ему компьютеризацию и интернетизацию всей страны!»

Читайте наш блог, это полезно!

Автор статьи: Елена Копейкина

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть