Что такое баллада

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Возвращаясь к произведениям зарубежных писателей XVIII-XIX веков, а также перечитывая русских поэтов-романтиков, нередко можно встретить такое жанровое обозначение, как баллада.

Откуда он взялся и почему стал популярным в России? Каковы их отличительные черты? Попробуем найти ответы.

Определение баллады — что это такое

В современной терминологии баллада – это литературное (поэма) или лирическое музыкальное (песня) произведение, имеющее особую структуру и схему рифмовки.

На протяжении веков значение термина менялось, наполняя себя новыми смыслами.

Баллада в литературе – это жанр лирики (что это такое?), обладающий набором строго фиксированных характеристик:

  1. графика;
  2. сочетание традиционных мотивов и неожиданного финала;
  3. строгая схема рифмовки: ABABBCC (7 строк), ABABCCDD (8 строк), ABABBCCDCD (10 строк).
  4. сочинение (что это?), состоящее из трех частей.

Литературный канон допускает, что форма баллады может толковаться в более широком смысле

Из истории жанра

Термин «баллада» основан на слове «балар» (танцевать). «Предки» баллады были обнаружены в 13 веке в творчестве провансальских поэтов, легендарных трубадуров, сделавших этот поэтико-певческий жанр основой придворной культуры.

Это значит, что первые баллады изящно и завуалированно воспевали возвышенную любовь к Прекрасной Даме. Преклонение, восхищение, преклонение перед внешней красотой и душевными достоинствами Идеала стали главными составляющими его лирического сюжета.

Были баллады из 7, 8 и 10 куплетов. Когда их положили на музыку, внутренний хор разделил их на несколько неравных частей.

Авторами первых романсов являются Жанно де Лекурель, Гийом де Машо, автор так называемого политекстового романа, Эсташ Дешам, сенешаль Жанна д’Э.

Поэт Франсуа Виньон прославился своими парадоксальными балладами.

Многие его произведения переведены на русский язык, самым известным из которых стала «Баллада конкурса поэзии в Блуа». Он отражает традицию (какую?) проведения турниров поэтов. Вийон был неоднократным победителем таких соревнований. Он смело нарушил канон, играя словами, как виртуозный жонглер, и стал едва ли не самым известным автором французских баллад.

Английская балладная традиция

Высокий средневековый канон был вытеснен популярными балладами в конце 14-16 вв в Англии и Шотландии. Они существовали в устной форме с 13 века. Сюжет о благородном воре Робине Гуде, как и рассказы о короле Эдуарде IV, были популярны во всем мире.

Английская баллада имела эпический сюжет, приближающийся к короткой героической поэме. Эта особенность была перенята немецкой традицией.

Позже поэты Шелли и Кольридж издали книгу под общим названием «Баллады» и с ней открыли эпоху английского романтизма. В его произведениях звучали трогательные и страшные рассказы, описывающие события из жизни простых крестьян, исторические легенды, отголоски древних легенд.

Р. Саути прославился как автор поучительных работ. Из-под пера В. Скотта вышла баллада «Замок Смальхольм», переведенная для русского читателя В. А. Жуковским и вызвавшая большой интерес к этому жанру.

Поздние романтические баллады

Мрачный повествовательный колорит шотландских баллад привлек внимание поэтов-романтиков, которые с новым интересом обратились к этому жанру во второй половине девятнадцатого века. Романтическая литература не только возродила балладные традиции, но и наполнила старые формы оригинальным содержанием.

Так, знаменитая баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед», повествующая об отважных эльфах, которые под страхом смерти не пожелали раскрыть своим врагам секрет приготовления легендарного напитка из верескового меда, стала символом национальной темы Великобритании.

А баллада немецкого романтика И. В. Гёте «Король леса» покорила мир напряжённым драматизмом действия, переданным через диалог жизни и смерти.

Кстати, в 1797 году Шиллер и Гёте устроили балладную дуэль, которая длилась целый год. Год Баллады принес жанру небывалую популярность. Так, государственные акции под лозунгами «Год культуры», «Год литературы» или «Год театра» имеют давнюю традицию.

Баллада в России

Баллада стала популярным романтическим жанром благодаря переводам В. А. Жуковского, получившего прозвище «балладист». Поэт не только переводил немецкие произведения на русский язык, но и наполнял их национальным содержанием.

Баллада Бюргера «Ленора» «стала» «Людмилой», а Жуковский и вовсе создал свою «Светлану.

Сюжет стал главной отличительной чертой баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», исторический смысл которой почерпнут из «Повести временных лет».

В балладных традициях была исполнена «Дирижабль» М. Ю. Лермонтов. Многие баллады написаны Ю. Полонским, А. Н. Толстым и А. А. Фетом.

Возрождение жанра в 20 веке

В ХХ веке балладе был возвращен статус самого сильного по своей энергетике произведения любви.

И в музыке (танцевальные рок-баллады), и в литературе («Баллада о дымном экипаже» А. Кочеткова) с новой силой зазвучали лирические мотивы, прославляющие самое прекрасное и ранимое чувство на земле.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть