Что такое беллетристика
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Часто в текстах, посвященных творчеству того или иного автора, встречаются такие словосочетания, как «художественный стиль письма», «вымышленные жанры», «гениальный романист».
При этом иногда термин употребляется в нейтральном контексте, а иногда в несколько сокращенном и снисходительном. Попробуем разобраться во всех их значениях.
Беллетристика — это…
Художественная литература – художественное произведение, написанное преимущественно в жанре прозы. Слово происходит от французского выражения «belles lettres», что означает «беллетристика».
Первоначально оно возникло из противопоставления текстов, написанных в художественном стиле, текстам научным и публицистическим. Можно сказать, что понятие имело гендерно-родовое значение.
В 19 веке в России термин приобрел второй оттенок оценочного, строго стилистического значения, утвердившийся в современном литературном обиходе.
Сегодня под художественной литературой понимаются легко читаемые произведения, не требующие больших интеллектуальных усилий.
Это еще не таблоид, но это уже не элитная литература. Не литература великих идей, но и не романы дня.
Четко определить отличительные признаки художественного произведения достаточно сложно, они подвижны. И все же мы попытаемся обозначить хотя бы некоторые ее черты.
Как опознать беллетристику
Пожалуй, главное отличие художественной литературы от художественной литературы высшего уровня заключается в их нацеленности на коммерческий успех.
Отсюда, как следствие, вытекают следующие признаки:
- решать острые социальные и бытовые проблемы и общечеловеческие проблемы;
- внутренняя конфликтная напряженность;
- обращение к какому-то «среднему человеку», читателю, не хватающему звезд с неба и не нуждающемуся в подноготной интеллектуальной игры;
- простой по внутренней структуре сюжет (часто однолинейный) с обязательным разрешением внутреннего конфликта в конце произведения;
- стремление занять, удержать внимание, развлечь, обыграть интересы публики;
- тяготение к изложению «философских» мыслей, за которыми нет особой оригинальности или глубины.
Как вы понимаете, погружаясь в творчество фантаста, читатель находит все, что может удовлетворить его потребности:
- занимательный сюжет, от которого невозможно оторваться;
- яркие и запоминающиеся персонажи, как правило, не похожие на всех окружающих в реальности;
- мораль с выводом, а точнее намеком на то, как можно и как нельзя поступать;
- проста и чаще всего совпадает с «философским» представлением о самом скромном житейском опыте.
Это не всегда кажется таким ясным. Талантливый автор, остро чувствующий свою роль в отведенном ему пространстве и времени, не боится затрагивать поистине болезненные вопросы эпохи и не прибегает к ним, поскольку это предвещает коммерческий успех.
Писатели-беллетристы
Не думайте, что писать художественную литературу (во втором смысле этого слова) легче, чем писать великие идеи.
Писатель-беллетрист должен уметь читать потребности своего поколения читателей, находить универсальные образы, объединяющие всех и находящие отклик во всех сердцах.
Например, живые характеры четырех мушкетеров и удачная расстановка противоположных фигур сделали знаменитый «исторический» роман А. Дюма бестселлером на долгие годы, а «Метро» Д. Глуховского буквально потрясло российскую читательскую общественность своим аутентичность своевременно найденного художественного пространства.
В какой-то степени выдающимися писателями были Вальтер Скотт, отец и сын Дюма, Фенимор Купер и Майн Рид, Артур Конан Дойл и Агата Кристи.
Можно классифицировать между этим числом столь непохожие друг на друга, но во многом определяющие массовое сознание последних десятилетий, Стивена Кинга, Паоло Коэльо, Дж. К. Роулинг.
Среди современных соотечественников в качестве писателей-фантастов назовем следующих авторов:
- Людмила Улицкая;
- Дина Рубина;
- Дмитрий Глужовский;
- Алексей Слаповский;
- Анна Старобинец;
- Алексей Иванов.
Список можно продолжить на свой вкус.
Повторюсь: художественная литература не сенсационная, она качественная и вполне пригодная для серьезного чтения, но чем-то напоминает общественный пляж на популярном курорте: место есть для всех, но местами переполнено в некоторых местах он маленький, а в других просто грязный.
Кому нужна глубина и чистота? Добро пожаловать в открытое море, великая литература!