Что такое драма
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Термин «драма» имеет несколько значений.
Это понятие используется в различных областях искусства, целью которых является демонстрация поведения человека в противоречивых исключительных обстоятельствах, с той или иной точки зрения.
Мы поговорим о театре в художественной литературе, исполнительском искусстве, музыке, кино.
Слово «драма» вошло в обиход как синоним драмы — крайнего напряжения (иногда театральности) в отношениях.
Драма — это жанр литературы и искусства
Слово «драма» (от греческого «действие») используется в широком и узком смысле.
В научном обиходе драма общепринята как род литературы, наряду с эпосом (что это такое?) и лирикой, образующими корневую триаду ее «генеалогического древа».
Отличительной чертой драмы в литературе является возможность рассказать о действиях, происходящих в настоящем. Подобно эпосу, этот вид литературы описывает внешнюю жизнь персонажей, может улавливать общий философский, политический и социальный контекст.
При этом эпопея монологична или полифонична, а драма всегда предполагает диалог. С лирикой этот вид литературы роднит высокий пафос самовыражения, острота и лаконичность сюжета, умение передать жизнь «здесь и сейчас».
Второе более узкое значение термина таково: драма – это жанр драматического искусства. Воспринимается наравне с комедией, трагедией, фарсом, водевилем и другими видами театральных произведений.
В отличие от трагедии, изображающей исключительных людей в особых обстоятельствах, драма изображает типичных, обычных персонажей в реальных повседневных ситуациях. Это не значит, что это не может быть трагично, но эти два жанра имеют разную родословную и задачи, которые не всегда сопоставимы друг с другом.
Особенности драмы
Поскольку драматические произведения создаются для постановки, они сочетают в себе черты театрального и словесного искусства.
Главные особенности драмы:
- наличие конфликта;
- диалог;
- привязка к определенному времени и пространству;
- решать проблемы частной жизни человека и социальные вопросы в целом;
- анализ эмоционально-психологических реакций человека в различных жизненных обстоятельствах;
- показывая эти реакции в виде слов и действий.
Видоизменяясь с течением времени, драматургия приобрела характерные черты других направлений искусства того или иного времени.
Чтобы понять это на конкретном примере, вернемся к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
- Конфликт в нем выражен на уровне противостояния двух семей: Монтекки и Капулетти. Их вражда приводит к столкновениям между отдельными персонажами. Межличностные конфликты придают пьесе дополнительный накал.
Они могут быть показаны внешне (драки Тибальта, противостояние Ромео и Париса) или косвенно (до Джульетты Розалина нравилась Ромео, но она не появляется на сцене, так как чувство к ней было ложным, сиюминутным).
- Структура текста образована диалогами. Главный, диалог двух влюбленных, проходящий через сюжет пьесы, связывает все остальные диалоги между героями.
- Время и пространство, в котором действуют герои, — средневековая Верона. У них свои представления о чести и бесчестии, должном и невозможном. Поведение персонажей во многом зависит от обстоятельств, которые их окружают.
- Трагедия посвящена самому сокровенному из человеческих чувств, но в то же время она обращается к общечеловеческим проблемам: хрупкости жизни, фатальности предрассудков, абсурдной силе вражды.
- В произведении анализируются все нюансы любовных переживаний: от легкой влюбленности до страстной решимости умереть вместе с любимым человеком, без которого внешнее существование теряет смысл.
- Реакции персонажей на происходящее выражаются в поэтических монологах (что это?), метафорических обращениях, а также в действиях.
Разновидности драмы
Учитывая историческую и межжанровую градации, внутри жанра принято выделять следующие подвиды драмы:
- мелкая буржуазия;
- мелодрама;
- психологический;
- натуралист;
- символист;
- сюрреалистичный;
- абсурд;
- экзистенциальный
В области кинематографа традиционно говорят о подростковой, полицейской, исторической, приключенческой и психологической драме. В качестве примера предлагаем ознакомиться с приключенческой драмой Александра Карпиловского «Частный пионер». (Кстати, во второй части трилогии герои ставят спектакль по мотивам пьесы «Ромео и Джульетта»).
Из истории драмы
Уходящая корнями в религиозную и словесно-музыкальную культуру древности, драма, по сути, является не только видом литературы, но и способом отражения знаний о мире, специфической способностью видеть мироздание в его крайностях, задавать вопросы , спорить, искать правду.
Театры Древней Греции были одновременно общественным развлечением, школой нравственности, храмом, обслуживающим муз, и политической ареной. Все эти функции сохранил современный театр.
Отличие заключается в том, что культура нового времени перестала быть логоцентричной (от греческого «логос» — слово): звуковое слово и литературный образ уже не настолько поражают людей, что после представления они принимают новую веру или записаться добровольцем на фронт.
Однако актуальность драмы заключается в ее вариативности, гибкости, «встроенности» в потребности и капризы каждой эпохи.
О драматическом искусстве в терминологическом смысле заговорили только в середине XVII века, когда параллельно с произведениями духовной культуры (в которых театрализация осуждалась как нечистое и греховное явление) стали появляться светские литературные жанры. В эпоху Просвещения было создано множество философских и нравоучительных произведений, призванных «не развлекать, а наставлять».
В XVIII веке, с расцветом сентиментальной литературы (что это?), а позднее и романтической литературы, получила распространение мелкобуржуазная драматургия. Ее образцом можно считать, например, «Братья-разбойники» Ф. Шиллера, а также пьесы Д. Дидро, Г. Лессинга, П.-О. Бомарше.
Реалистическое искусство 19 века подчиняло драму проблемам общества. В пьесах Г. Ибсена предстали простые люди, жаждущие свободной, просвещенной и осмысленной жизни. В России этим же темам посвящены произведения Н. А. Островского и А. П. Чехова.
ХХ век обогатил драматический канон (что это?) течениями модернизма. Освобожденный театр Нового времени впитал в себя черты символизма, сюрреализма, экспрессионизма, абсурда (М. Метерлинк, С. Беккет, Э. Ионеско).
Структура драматического произведения
Каждое произведение разделено на действия или акты. Они, в свою очередь, делятся на сцены или эпизоды. Фразы, произносимые персонажами, называются комментариями, а авторские слова в скобках или курсивом, сопровождающие комментарии, — комментариями.
Во время школьных и студенческих инсценировок начинающие артисты часто пропускают сценические ремарки, но это несправедливо. В них таится озорная искра авторского замысла: драматург подсказывает, с каким юмором следует сыграть ту или иную роль, каким движением сопровождать фразу, чтобы персонаж через много лет узнал ее.
Чтобы мир драмы стал для вас понятнее и ближе, попробуйте прислушаться к его теплому и вдохновляющему языку. Найдите «своего» героя: Чацкий, Гамлет, Нина Заречная. Старайтесь жить на сцене своей жизни; убедитесь, что вы узнали что-то новое о себе.