Что такое драма

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Термин «драма» имеет несколько значений.

Это понятие используется в различных областях искусства, целью которых является демонстрация поведения человека в противоречивых исключительных обстоятельствах, с той или иной точки зрения.

Мы поговорим о театре в художественной литературе, исполнительском искусстве, музыке, кино.

Слово «драма» вошло в обиход как синоним драмы — крайнего напряжения (иногда театральности) в отношениях.

Драма — это жанр литературы и искусства

Слово «драма» (от греческого «действие») используется в широком и узком смысле.

В научном обиходе драма общепринята как род литературы, наряду с эпосом (что это такое?) и лирикой, образующими корневую триаду ее «генеалогического древа».

Отличительной чертой драмы в литературе является возможность рассказать о действиях, происходящих в настоящем. Подобно эпосу, этот вид литературы описывает внешнюю жизнь персонажей, может улавливать общий философский, политический и социальный контекст.

При этом эпопея монологична или полифонична, а драма всегда предполагает диалог. С лирикой этот вид литературы роднит высокий пафос самовыражения, острота и лаконичность сюжета, умение передать жизнь «здесь и сейчас».

Второе более узкое значение термина таково: драма – это жанр драматического искусства. Воспринимается наравне с комедией, трагедией, фарсом, водевилем и другими видами театральных произведений.

В отличие от трагедии, изображающей исключительных людей в особых обстоятельствах, драма изображает типичных, обычных персонажей в реальных повседневных ситуациях. Это не значит, что это не может быть трагично, но эти два жанра имеют разную родословную и задачи, которые не всегда сопоставимы друг с другом.

Особенности драмы

Поскольку драматические произведения создаются для постановки, они сочетают в себе черты театрального и словесного искусства.

Главные особенности драмы:

  1. наличие конфликта;
  2. диалог;
  3. привязка к определенному времени и пространству;
  4. решать проблемы частной жизни человека и социальные вопросы в целом;
  5. анализ эмоционально-психологических реакций человека в различных жизненных обстоятельствах;
  6. показывая эти реакции в виде слов и действий.

Видоизменяясь с течением времени, драматургия приобрела характерные черты других направлений искусства того или иного времени.

Чтобы понять это на конкретном примере, вернемся к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

  1. Конфликт в нем выражен на уровне противостояния двух семей: Монтекки и Капулетти. Их вражда приводит к столкновениям между отдельными персонажами. Межличностные конфликты придают пьесе дополнительный накал.

    Они могут быть показаны внешне (драки Тибальта, противостояние Ромео и Париса) или косвенно (до Джульетты Розалина нравилась Ромео, но она не появляется на сцене, так как чувство к ней было ложным, сиюминутным).

  2. Структура текста образована диалогами. Главный, диалог двух влюбленных, проходящий через сюжет пьесы, связывает все остальные диалоги между героями.
  3. Время и пространство, в котором действуют герои, — средневековая Верона. У них свои представления о чести и бесчестии, должном и невозможном. Поведение персонажей во многом зависит от обстоятельств, которые их окружают.
  4. Трагедия посвящена самому сокровенному из человеческих чувств, но в то же время она обращается к общечеловеческим проблемам: хрупкости жизни, фатальности предрассудков, абсурдной силе вражды.
  5. В произведении анализируются все нюансы любовных переживаний: от легкой влюбленности до страстной решимости умереть вместе с любимым человеком, без которого внешнее существование теряет смысл.
  6. Реакции персонажей на происходящее выражаются в поэтических монологах (что это?), метафорических обращениях, а также в действиях.

Разновидности драмы

Учитывая историческую и межжанровую градации, внутри жанра принято выделять следующие подвиды драмы:

  1. мелкая буржуазия;
  2. мелодрама;
  3. психологический;
  4. натуралист;
  5. символист;
  6. сюрреалистичный;
  7. абсурд;
  8. экзистенциальный

В области кинематографа традиционно говорят о подростковой, полицейской, исторической, приключенческой и психологической драме. В качестве примера предлагаем ознакомиться с приключенческой драмой Александра Карпиловского «Частный пионер». (Кстати, во второй части трилогии герои ставят спектакль по мотивам пьесы «Ромео и Джульетта»).

Из истории драмы

Уходящая корнями в религиозную и словесно-музыкальную культуру древности, драма, по сути, является не только видом литературы, но и способом отражения знаний о мире, специфической способностью видеть мироздание в его крайностях, задавать вопросы , спорить, искать правду.

Театры Древней Греции были одновременно общественным развлечением, школой нравственности, храмом, обслуживающим муз, и политической ареной. Все эти функции сохранил современный театр.

Отличие заключается в том, что культура нового времени перестала быть логоцентричной (от греческого «логос» — слово): звуковое слово и литературный образ уже не настолько поражают людей, что после представления они принимают новую веру или записаться добровольцем на фронт.

Однако актуальность драмы заключается в ее вариативности, гибкости, «встроенности» в потребности и капризы каждой эпохи.

О драматическом искусстве в терминологическом смысле заговорили только в середине XVII века, когда параллельно с произведениями духовной культуры (в которых театрализация осуждалась как нечистое и греховное явление) стали появляться светские литературные жанры. В эпоху Просвещения было создано множество философских и нравоучительных произведений, призванных «не развлекать, а наставлять».

В XVIII веке, с расцветом сентиментальной литературы (что это?), а позднее и романтической литературы, получила распространение мелкобуржуазная драматургия. Ее образцом можно считать, например, «Братья-разбойники» Ф. Шиллера, а также пьесы Д. Дидро, Г. Лессинга, П.-О. Бомарше.

Реалистическое искусство 19 века подчиняло драму проблемам общества. В пьесах Г. Ибсена предстали простые люди, жаждущие свободной, просвещенной и осмысленной жизни. В России этим же темам посвящены произведения Н. А. Островского и А. П. Чехова.

ХХ век обогатил драматический канон (что это?) течениями модернизма. Освобожденный театр Нового времени впитал в себя черты символизма, сюрреализма, экспрессионизма, абсурда (М. Метерлинк, С. Беккет, Э. Ионеско).

Структура драматического произведения

Каждое произведение разделено на действия или акты. Они, в свою очередь, делятся на сцены или эпизоды. Фразы, произносимые персонажами, называются комментариями, а авторские слова в скобках или курсивом, сопровождающие комментарии, — комментариями.

Во время школьных и студенческих инсценировок начинающие артисты часто пропускают сценические ремарки, но это несправедливо. В них таится озорная искра авторского замысла: драматург подсказывает, с каким юмором следует сыграть ту или иную роль, каким движением сопровождать фразу, чтобы персонаж через много лет узнал ее.

Чтобы мир драмы стал для вас понятнее и ближе, попробуйте прислушаться к его теплому и вдохновляющему языку. Найдите «своего» героя: Чацкий, Гамлет, Нина Заречная. Старайтесь жить на сцене своей жизни; убедитесь, что вы узнали что-то новое о себе.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть