Что такое экспозиция

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Экспозиция — это широкое понятие. Используется в литературе, музыке, живописи, фотографии.

Попробуем вместе разобраться в нюансах значения этого слова.

Экспозиция — это…

В переводе с латыни «выставка» — представление для показа. Это значение связано с художественной выставкой.

Выставка, экспозиция, экскурсия — все эти слова с приставкой экс- описывают предметы и явления, которые направлены на внешнее воздействие, демонстрацию широкой аудитории.

В искусстве фотографии экспозиция — это количество света, падающего на светочувствительный фотографический материал за заданное время.

Параметрами, составляющими эту характеристику, являются диафрагма, чувствительность, выдержка. Параметры экспозиции в современных камерах устанавливаются автоматически, но «зеркальные камеры» предполагают ручную настройку. Только настоящий художник может разобраться в нюансах процесса.

В музыкальном произведении экспозиция – это фрагмент, предшествующий основному развитию темы, находящейся в начале произведения или его части. Отдельные фрагменты экспозиции различаются в более поздних частях.

Экспозиция и пролог в литературе

То же самое и с литературными произведениями.

Экспозиция – это часть произведения в литературе, предшествующая тексту книги. Только не путайте экспозицию и пролог!

  1. — Пролог – сюжетный элемент, описывающий события, предшествующие тому, о чем говорится в основной части.
  2. – Выставка – это описательная преамбула, в которой прослеживается общая канва художественного мира. Там написано, где, с кем, в какое время происходит действие.

Пролог рассказывает, экспозиция описывает.

Примером пролога является описание строительства Санкт-Петербурга в поэме Пушкина «Медный всадник», примером экспозиции являются первые страницы повести Дж. Толкина «Хоббит».

Виды экспозиции в литературном произведении

Экспозиция не всегда находится в начале произведения. В зависимости от задач автора и места расположения может иметь следующие разновидности:

  1. Правильно.
    Чтобы вкусить прелести классической экспозиции, откройте любой роман Вальтера Скотта или Александра Дюма. Историческая справка на 20-30 страниц: это и есть нужный образец. Современный читатель предпочитает изложения, сокращенные до одного предложения или абзаца.
  2. Прилавок.
    Этот прием нужен автору для того, чтобы познакомить читателя с необычными событиями жизни персонажа и, в конце концов, раскрыть мотивы поведения персонажа. Это встречается в психологических романах, полицейских романах и других произведениях со скрытой внутренней драмой. Яркий пример — поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Только в конце первого тома мы узнаем цель путешествия Чичикова, раскрываем тайну его личности.
  3. Арестован.

    Когда предыстория персонажей раскрывается не сразу, а постепенно, экспозицию называют отложенной. Оно разбросано по всему тексту произведения, разумно дозировано и необыкновенно увлекательно для читателя. Образы настоящего перемежаются эпизодами из прошлого, проливающими свет на настоящее.

    Почти все произведения Достоевского содержат двойную экспозицию: прямую и отсроченную. Особенно ярко это продемонстрировано в романе «Братья Карамазовы», в котором тесные семейные связи с их давними конфликтами продолжаются и во взрослой жизни братьев.

Для чего она нужна

Если вы имеете в виду крупный эпос, может быть сложно сразу перейти к основному действию. «Чтобы разогреться», рассмотрите введение, которое подготовит читателя к более позднему разговору.

Целями экспозиции могут быть:

  1. -рассказать о мире, который создает автор (краткая история Хоббитании Толкина);
  2. — обращаться к знаменательным эпизодам истории и их обновлению (Петербург в «Медном всаднике» Пушкина);
  3. — изобразить персонажей, объединяющих прошлое и настоящее (образ летописца Нестора в поэме «Борис Годунов»).

Кроме всего прочего, описательное предисловие создает особое настроение книги, от которого зависит, будет ли читатель дальше знакомиться с произведением.

Помните романы Жюля Верна, в которых сноски с обозначением морской терминологии занимают треть каждой страницы? Одних пугают, а других привлекают все эти «толстые мачты», «кливеры» и «валы». С первых страниц мы решаем, интересуют нас пространство и время, которые предлагает автор, или нет.

Требования к экспозиции

Чтобы выдержка не казалась длинной, соблюдайте следующие простые правила:

  1. Опишите уникальные черты воображаемого мира, но оставьте место для воображения читателя.
  2. Не раскрывайте сразу все возможности сюжета, сохраняйте интригу.
  3. Сообщайте только то, что нужно читателю, чтобы подписаться на вас, но не более того.

Помните: все самое главное расскажут действия персонажей, их диалоги и их описания в основной части произведения. Можно написать произведение без всякой выставки, если этот элемент композиции не входит в ваши планы.

Теперь, ознакомившись с термином, вы сможете со знанием дела рассказать о композиции великих литературных произведений и попробовать свои силы в писательстве.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть