Что такое эпос и какие жанры эпических произведений существуют

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Эпические произведения сопровождают нас на протяжении всей жизни.

Мы думаем, что все эпопея огромна и подавляюща, но на самом деле даже маленькая сказка для детей — это осколок эпопеи.

Какие жанры представлены этим видом литературы и как они менялись с течением времени? Попробуем разобраться.

Эпос — это…

Эпос — один из трех (наряду с лирикой и драмой) литературных жанров, описывающих масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжении длительного пространства или времени.

Традиционно эпические жанры делятся на:

  1. — большой (эпопея, роман-эпопея, сага);
  2. — средний (роман, рассказ);
  3. — малые (рассказ, сочинение, повесть, сочинение, этюд).

Отдельно принято говорить об эпосе фольклора, «прадедом» которого считается древний миф. Он имеет богатую историю, уходящую корнями в детство человечества.

Когда появился и как развивался эпос

Изначально миф повествовал о сотворении мира, разделении на свет и тьму, землю и небо, происхождении человека и всех живых существ. Трудно сказать, сколько тысячелетий отделяет нас от эпохи формирования первых мифов. Предположительно они возникли около 3000 г до н.э.

Объясняя космогонию вещей (порядок мироустройства), люди создавали образы богов: прародителей, титанов, героев, чудовищ, и приписывали им свойства природных явлений. В дальнейшем миф продолжал интерпретировать историю мировых событий через систему героических образов (Геркулес, Ясон, Осирис, Рама), от которых произошли смертные.

Со сменой новой эпохи мифологические образы стали сливаться с реальным историческим материалом, появились военные рассказы, саги, героические предания о славных воинах древности, вождях народов.

Например, многочисленные легенды об Александре Македонском, источником которых послужил греческий роман «Александрия» (первоисточник, не сохранившийся, написан предположительно в I-II вв до н.э.), «разошлись» по многим частям мира, сохранившиеся в древнерусской литературе.

Впоследствии в средневековой Европе появился ряд романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. На Руси после ее христианизации стали популярны военные рассказы и былины, героями которых являются князь Владимир и богатыри его дружины.

Духовная литература монастырей обогатила русский эпос сначала переводами, а затем и собственными сочинениями автора о вере и ее хранителях (притчи, жития святых), об устройстве жизни на земле (сборники поучений «Измарагд», «Домострой» и др).

Тогда же появились первые эпические произведения светской литературы: «прогулки», жизнеописания и «житейские рассказы». Например, известное произведение путешественника и купца Афанасия Никитина «Путешествие за три моря» можно считать первым опытом русскоязычного романа или путевого очерка.

Литература восемнадцатого века включала в себя жанры, более знакомые современному читателю: роман и рассказ. Спустя сто лет к ним присоединились повесть, очерк, повесть.

Наконец, в XX веке система эпических жанров приобрела общеевропейский вид, оставив только взятый из фольклора жанр сказки как память о нашей исторической идентичности.

По мере развития официальной литературы популярные сказители продолжали бережно сохранять культурный код мифа. Некогда единые знания о мире, словно гигантское зеркало, разбились на множество осколков и превратились в сказки.

К этой мысли нас приводит гипотеза (что это?) о родстве всех сказок народов мира и общности характера «блуждающих сюжетов». В сказке сохранились образы богов, мифологических персонажей, сакральных стихий (воды и огня). Именно сказку (особенно сказку) следует изучать как основной источник сюжетов и образов «взрослой» авторской литературы.

Помимо сказки, фольклор породил более простые и близкие к быту жанры: быличка, «страшная история» (в 20 веке дети называли ее «страшилкой»), басня, басня, анекдот.

Оказывается, роман «Война и мир» Л.Н. Толстого и популярная быличка «Зазеркалье» — кровные родственники. Просто один из них взрослый и большой, а другой наивный и маленький.

Признаки эпоса

Наиболее выдающимися характеристиками эпических произведений являются следующие:

  1. Рассказ о событиях от третьего лица и связанная с этим особая роль рассказчика.
  2. Повествование затрагивает судьбы сразу нескольких персонажей (иногда целых семей, родов, поколений).
  3. Большая продолжительность во времени (от 3-5 лет до нескольких столетий).
  4. Масштабный охват художественного пространства (действие происходит одновременно или последовательно в городе, маленьком городе, столице, за границей).
  5. В отличие от лирики, эпос настроен на цель, а не на субъективный образ. Он стремится показать героев с разных точек зрения, но не допускает передачи от первого лица прямой речи автора.
  6. Эпос работает с несколькими сюжетами одновременно.

Эпос рассказывает медленно и подробно, медленно открывая нам страницы личной и социальной истории: сцены сражений, описания свадеб и похорон, судьбоносные решения монархов, частные разговоры простых людей о смысле бытия и существовании Бога.

Жанры эпоса

К основным жанрам эпоса относятся эпопея и роман, а также сага.

Самым крупным эпическим жанром считается эпос (или собственно эпос). Он описывает жизнь нескольких поколений, проходит на территории одного или нескольких государств, охватывает многие столетия. В северной Европе (на Скандинавском полуострове) такое масштабное повествование называют сагой.

В этом жанре написаны легенды о королях, самой известной из которых можно назвать сагу Снорри Стурлусона Heimskringla (Круг Земли). В XIX веке это гендерное обозначение использовал англичанин Дж. Голсуорси, автор знаменитой саги о Форсайтах».

Роман менее амбициозен с точки зрения пространства и времени, но более разнообразен в том, как он охватывает различные темы. Классические примеры совмещения романа и эпоса из школьной программы:

  1. — «Война и мир» Льва Толстого;
  2. — «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Роман может быть огромным, как несколько томов «Жизни Клима Самгина» М. Горького, или компактным, как «Брисбен» Е. Водолазкина.

Средняя форма эпоса — повесть — закрепилась в русской литературе как основной жанр в эпоху становления реализма (какого?), во второй четверти XIX в. С тех пор этот род приобрел множество разновидностей и модификаций.

Например, можно вспомнить «Повести о Белкине» А.С. Пушкина, «Петербургские повести» Н.В. Гоголя или «Сказку о Сонечке» М.И. Цветаевой.

Среди малых жанров эпоса в России наиболее популярен рассказ. Речь идет об одном или нескольких персонажах, события происходят в короткие сроки и недалеко друг от друга, сюжет (о чем он?) прост и лаконичен. В последнее время набирают популярность более мелкие жанры эпопеи — очерки, рассказы, очерки.

Заключение

Время красноречивых легенд ушло в прошлое, жизнь требует краткости и быстроты, но вечный эпос, как текущая река, продолжает вливать в литературу молодые и живительные ручьи.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть