Что такое фабула и чем она отличается от сюжета
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Термин «сюжет» используется в литературоведении для обозначения цепи последовательных событий в художественном произведении.
Сюжет является важным элементом его структуры. Чтобы точнее сформулировать определение, необходимо обратиться к истории понятия.
Определение фабулы (что это) и происхождение термина
Слово «фабула» (от лат fabula) переводится как басня (что это такое?), житейский рассказ.
В Древнем Риме сюжетами называли сказки на бытовые темы, рассказанные в прозе. В современном понимании они были ближе к жанру анекдота, но не всегда несли юмористический оттенок.
Позднее в средневековой Франции, Германии и Италии получили распространение фаблио – это поучительные сказки из жизни простых людей. Они напоминали сказки или бытовые небылицы.
Простой народ любил читать и пересказывать фаблио: их краткость и легкость не шли ни в какое сравнение с трудностью понимания официальной литературы церкви. Эти характеристики сближали популярный городской эпос с фольклором (что это такое?).
Основой таких рассказов были определенные события, действия, ситуации, случаи, иногда просто слова, сказанные в подходящей ситуации.
С течением времени основой повествования стали называть сюжет, его схему, семантику и ядро событий.
Современный словарь литературных терминов сообщает, что:
сюжет в литературе – это реальная составляющая произведения, хронологическая цепь событий, установленных в определенной последовательности, согласно творческому замыслу автора.
Элементы фабулы
В зависимости от жанра произведения, времени его создания, авторского замысла и других условий сюжет может состоять из следующих элементов:
- предисловие;
- интрига;
- столкновения;
- климакс;
- взлеты и падения;
- обмены;
- эпилог (что это?).
Они могут быть использованы писателем полностью или частично, изменить последовательность или вообще отсутствовать.
Чем сюжет отличается от фабулы
В русском литературоведении долгое время не было принято разделять понятия «фабула» и «фабула». Они были приняты как синонимы. Предпочтение отдавалось первому сроку.
Современные ученые сошлись во мнении, что сюжет следует считать основой повествования, его ядром, а сюжет представляет собой совокупность изобразительных средств, с помощью которых осуществляется раскрытие основной идеи произведения.
Если представить себе литературное произведение как живой организм, то сюжет будет его скелетом, а сюжет — мышцами. Без скелета тело рухнет, повествование станет медленным, бессистемным. Но даже без движущих мускулов сюжета скелет останется лишь схематичным: страшным, уродливым и бесполезным.
Как видите, сюжет поддерживает сюжет, а сюжет оживляет сюжет и приводит в действие весь организм художественного текста.
Отличия фабулы от фабулы легко увидеть на примере конкретного произведения. Сухой пересказ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», каким мы привыкли видеть его в дневниках школьных читателей, будет выглядеть так:
«Онегин идет из столицы в город. Сближается с Ленским, увлекается Ольгой. Сестра Ольги, Татьяна, испытывает любовь к Онегину и признается ему в этом в письме. Герой отказывается и уходит.
Татьяна томится, но через несколько лет выходит замуж и становится петербургской светской дамой. Встретившись с ней снова, Онегин понимает, что влюблен, но герои не могут быть вместе».
Сюжетная схема будет чуть плотнее и богаче:
«Разочарованный светский лев Евгений Онегин после получения наследства приезжает в родовое имение в деревне, где сближается с молодым романтиком Ленским и невольно становится объектом любви помещичьей дочери Лариных. Татьяна – дочь природы, она естественна, не избалована, лишена светского кокетства, чиста и органична.
Из-за нелепой драки между друзьями завязывается дуэль, Ленский погибает. Татьяна признается Евгению в любви, но вместо взаимного признания получает строгий выговор. Евгений уходит, так как его пугает серьезность и решительность молодой женщины. Через много лет в Петербурге он знакомится с замужней взрослой Татьяной и понимает, что любит ее.
Признавшись ей в любви, герой узнает, что их чувство не прошло, но теперь им не суждено быть вместе. В поисках политического, социального и поведенческого идеала Онегин примеряет на себя все модные стереотипы своего времени (от байронического героя до революционера-декабриста), но так и не находит своего пути.
Татьяна, воплощающая в себе русский ум, русскую душу, верность традициям русской культуры, остается цельной и естественной от начала и до конца произведения».
Сюжет можно было бы написать еще короче:
«Героиня любит героя, а он ее нет. Через некоторое время герой влюбляется в героиню, но его отвергают».
Этот «костяк» сюжета встречается в русской народной сказке «Цапля и журавль». А. С. Пушкин строит художественную канву романа на предельно простом сюжетном стержне, но это не обедняет произведения.
Краткое резюме
Умение видеть сюжет – полезный навык для устного пересказа или письменного изложения текста. Это помогает почувствовать его структуру, и в дальнейшем легко создавать собственные шедевры.