Что такое гротеск в литературе и примеры его использования

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Художественная литература успешно использует приемы и средства, зародившиеся в недрах других видов искусства: музыки, живописи, архитектуры.

Одним из таких приемов можно считать прием гротеска, широко применявшийся как писателями прошлого, так и современными писателями.

Что такое гротеск и история этого термина

Гротеск — это средство художественной выразительности, соединяющее в странных и удивительных образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. В основе гротеска лежит контраст.

Конфликт (что это такое?) различных противоположных начал порождает любопытные формы и идеи, такие как образы говорящих кукол или маленьких чудовищ, вроде Малыша Цахес в сказках Э. Т. Гофмана.

В этих персонажах нет ничего традиционно кукольного. Они не касаются друг друга, не вызывают желания позаботиться о себе, а, наоборот, внушают ужас, отвращение или недоумение и лишь через некоторое время сменяются более теплыми чувствами.

Слово «гротеск» происходит от французского «grotesque» («странный, смешной»). Согласно этимологическому словарю М. Фасмера, в его основе лежит итальянское «грот» («пещера»).

В 15 веке появилось определение «грот», относящееся к живописи и архитектуре с причудливыми элементами животных и растительных украшений. Подобные декоративные фрагменты были найдены в римских катакомбах. Предполагается, что на момент создания они относятся к эпохе правления императора Нерона.

Удивительная роспись подземных пещер породила моду на сочетание персонажей и странных фигур в убранстве домов, мебели, посуды и украшений. Дракон, держащий в зубах виноградную лозу, грифон с яблоком в лапе, двуглавый лев, увитый плющом, — типичные образы гротескного искусства.

Гротеск в литературе — необходимый комический прием, чтобы подчеркнуть нелепость происходящего, обратить внимание читателя на что-то важное, скрывающееся за кажущимся нелепым явлением.

В отличие от гиперболы (что это такое?), тоже склонной к преувеличению, гротеск доводит ситуацию до крайности, доводя сюжет до абсурда. В этом абсурде лежит ключ к пониманию образа.

Литература отличается от других видов искусства тем, что ее содержание нельзя увидеть или потрогать, но можно представить. По этой причине гротескные сцены литературных произведений всегда «работают» на пробуждение воображения читателя.

Примеры гротеска в литературе

Анализируя сатирические опыты со времен Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск – это социальное зло, отраженное в литературе, заключенное в оболочку смеха.

В комедии «Лягушки», принадлежащей великому греческому драматургу, высмеиваются серьезные вещи: судьба души после смерти, политика, стихосложение, общественные обычаи. Герои попадают в царство мертвых, где наблюдают за спором между великими афинскими трагическими фигурами: Софоклом и недавно умершим Еврипидом.

Поэты бранят друг друга, критикуя старый и новый способ сочинения стихов, а заодно и пороки своих современников. Вместо классического древнего хора, который раньше сопровождал линии персонажей, у Аристофана есть хор лягушек, чье кваканье звучит как смех.

Ярким образцом гротеска является повесть Н. В. Гоголя «Нос». Орган обоняния отделяется от своего хозяина и начинает самостоятельную жизнь: ходит на работу, в собор, гуляет по Невскому проспекту.

Самое интересное, что Нос воспринимается окружающими как очень серьезный господин, а вот покинутый им майор Ковалев не может выйти из дома. Получается, что обществу важен не человек, а его атрибуты: ранг, статус, внешний вид. Гротескное изображение опухшего носа

В основе сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина лежит гротеск. Например, герой одноименной пьесы Карас-идеалист олицетворяет философского интеллигента, оторванного от реальной жизни. Карась проповедует всеобщую любовь и равенство, в то время как хищные рыбы продолжают заглатывать мелкую рыбешку.

Думая о том, чтобы отговорить щуку от поедания себе подобных, идеалист погибает. Его попытка пойти против законов природы комична, но за ним стоит глубокая печаль от осознания этой истины.

Однако не все исследователи считают гротеск исключительно комическим приемом. В произведениях М. А. Булгакова сталкиваются такие мощные и фантастические образы, что никому и в голову не придет смеяться над ними.

Рассказы (что это?) «Роковые яйца» и «Собачье сердце» посвящены экспериментам человека над природой. Имеем ли мы право вмешиваться во все? Каковы последствия научных экспериментов? Эти вопросы становятся все более актуальными в век клонирования и креоники. Булгаковские гротески пугают, предостерегают, своей зловещей достоверностью напоминают офорты Гойи.

Гротеск в зарубежной литературе

Кроме уже упомянутых Аристофана и Гофмана, Ф. Рабле, С. Брандт, Дж. Свифт использовали метод высокой и низкой коллизии зарубежных писателей. В 20 веке немецкоязычный писатель Ф. Кафка стал непревзойденным мастером гротеска.

Герой романа «Превращение» Грегор Замза просыпается и обнаруживает, что превратился в огромное насекомое. Попробовав перекатиться на другой бок, он понимает, что больше так не может.

Любящий сына и брата, Грегор зарабатывал деньги для всей семьи, и теперь они уже не нужны. Родственники относятся к гигантской многоножке с отвращением. В комнату Грегора они не заходят, только сестра время от времени приносит ему еду.

Мало-помалу отвращение к странному существу возрастает. Никто не догадывается, как страдает «тот», слушая, как мать и отец обсуждают возникающие проблемы днем. Однажды ночью сестра приглашает новых жильцов поиграть на пианино. Привлеченный звуками музыки из гостиной, герой выходит из укрытия. Веселая компания удивляется, выходит скандал.

Измученный голодом, ранами и одиночеством, Грегор медленно умирает. Облегченная семья выбрасывает высохшее тело насекомого из комнаты. Родители замечают, что, несмотря на все трудности, сестра хорошеет.

Фантасмагорическая выдумка Кафки продолжает мысль Гоголя о том, как мало значит человек, когда теряет свои социальные функции, как мало остается любви даже в самых близких людях.

Разговоры о гротеске ведут к драгоценным глубинам художественной образности. Эта техника успешна только у тех художников, чьи творения рождаются в результате долгих лет размышлений. Вот почему гротеск в литературном произведении неизменно поражает и остается в памяти на всю жизнь.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть