Что такое изложение и как его писать

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Волнительный момент для каждого девятиклассника – итоговое выступление в рамках ОГЭ по русскому языку.

На самом деле, если разобраться, особых причин для страха быть не должно. Что это такое, а изложение школьников пишется с младших классов!

Главное – закрепить полученные навыки и сосредоточиться на своей цели. Давайте вместе вспомним, что такое презентация, и составим пошаговый план ее успешного написания.

Что такое изложение

Презентация – вид письменной корректурной работы, предназначенный для пересказа, краткого (или подробного) пересказа основного содержания исходного текста.

В ходе презентации преподаватель читает отрывок из литературного или публицистического произведения (рассказ, повесть, очерк, статья), а затем просит учащихся выразить своими словами услышанное на бумаге, максимально приближенное к оригиналу.

Представление бывает нескольких видов:

  1. Описательный.

    Обычно для его написания используются фрагменты художественных произведений, которые содержат описание природы, жилища или внешности человека.

    Основная цель описательного изложения — научить видеть цепочку признаков лица или предмета, повысить наблюдательность, закрепить навыки запоминания мельчайших деталей.

    Обратите внимание на прилагательные и причастия, которыми автор описывает персонажа и предметы, которые его окружают. Не забывайте правила оформления однородных членов предложения.

  2. Повествовательное изложение.

    Особое внимание следует уделить в повествовательном тексте сюжету. Пункты плана будут представлять собой последовательность определенных действий, составляющих основу услышанного сюжетного события.

    В повествовательном изложении важно правильно воспроизвести глаголы: выписать их из текста, когда учитель прочитает его второй раз. Обратите внимание на непроизвольное и постоянное вращение.

    Повторите правила, чтобы выделить в письме отдельные определения и обстоятельства.

  3. Подробно.

    Чаще всего этот вид работы встречается в начальной школе, когда особенно важна тренировка слуховой и зрительной памяти.

    Чем больше информации учащийся запомнит и воспроизведет, тем лучше.

  4. Лаконичная презентация.

    При его написании детали отходят на второй план.

    В тексте необходимо выделить главное, уловить его смысловой посыл и отметить основные аргументы.

    Лаконичная презентация готовит старшеклассников к конспектам, которые пригодятся им в студенческой жизни.

  5. Рассуждение.

    Такая презентация – настоящее творчество. Как и предыдущий подвид, фиксирует главное, не концентрируясь на мелочах.

    Инспектор оценивает не столько качество передачи информации, сколько ход собственных мыслей учащихся, их способность делать выводы на основе прослушанного материала.

    При работе над изложением с элементом рассуждения важно сохранить логику повествования, привести краткие доказательства своей точки зрения на рассматриваемую проблему.

Как писать изложение

Советы для тех, кто хочет получить максимально возможный балл, можно сформулировать следующим образом:

  1. Внимательно прослушайте весь текст во время первого чтения. Не пытайтесь сразу же приступить к расшифровке. Позвольте ему поселиться в вашем сознании в целом.
  2. Помните, что текст – это предложения, связанные мыслью. Первое чтение необходимо для того, чтобы вы услышали, что вам говорят, уловили авторский посыл и прочувствовали стиль.
  3. Перед вторым чтением подготовьте лист бумаги и начните составлять план. Где основная идея? Где второстепенные? Насколько они связаны? Сколько абзацев планируется в вашей презентации?
  4. Оставьте пространство между пунктами плана, чтобы заполнить его ключевыми словами.
  5. Как только учитель снова начнет читать текст, начинайте развивать «мышцы» в «скелете» будущей работы. Вокруг каждого пункта плана напишите ключевые слова, словосочетания, лаконичные предложения, которые помогут вам запомнить содержание абзаца.
  6. После завершения второго чтения приступаем к проекту. Медленно записывайте услышанное по пунктам разработанного плана, перечитывайте еще раз, следите, чтобы не пропустить ничего важного.
  7. Если вы найдете фразы, повторяющие друг друга или отклоняющиеся от основного содержания произведения, смело их вычеркивайте.
  8. На этапе редактирования следите за слишком длинными или слишком короткими синтаксическими конструкциями.
  9. Сохраняйте синтаксис максимально простым, чтобы справиться с пунктуацией и упростить рецензенту. При этом старайтесь не отклоняться от авторского стиля.
  10. Если писатель использовал эпитеты, не обедняйте рассказ сухими, безэмоциональными фразами. И наоборот: не используйте метафоры, если автор выразил свои мысли в трезво-деловом стиле.
  11. Перепишите презентацию с чистого листа. Закройте блокнот и перечитайте его через несколько минут, как если бы это был блокнот соседа.

Оставим последний общий совет без номера. Это относится ко всем, кто не привык проводить полет фантазии в узких рамках заданного шаблона.

Не забывайте, что презентация — это не эссе: вы не пишете свой текст, а лишь воспроизводите чужой оригинал.

Если вам это надоедает, смиренно примите крест учености: в старинных монастырских школах древней Руси человек получал разрешение взять в руки перо самостоятельно только после переписывания до ста текстов со своих предшественников. В этом была мудрость: научись слушать, что тебе говорят, и только потом говорить (или писать) самому.

Как проводится изложение

При выполнении данного вида работ мастер должен придерживаться ряда правил:

  1. в 1-4 классах исходный текст читается вслух трижды, в средних и старших классах дважды;
  2. при первом чтении необходимо делать интонированные акценты на основные мысли автора, выделять предложения, содержащие суть излагаемой проблемы, тезис, аргументы;
  3. при перечитывании допускается незначительное ускорение темпа речи, при этом каждое слово должно быть отчетливо слышно; Новые термины для учащихся, географические названия, другие имена собственные, в правописании которых могут возникнуть сомнения, должны быть показаны на слайде или написаны на доске.

Учителя не должны ограничивать себя своим голосом, доской и мелом. Для прослушивания подходят отрывки из аудиокниг, записи чтений актеров или авторов, подкасты (что это?). Главное, чтобы материалы были качественные, легко узнаваемые на слух.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть