Что такое ода в литературе

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Даже те, кто далек от фантастики, слышали оды и дифирамбы (что это.

Обычно эти слова воспринимаются как синонимы торжественного сообщения, перенасыщенного комплиментами.

В этом толковании есть доля правды. Но будем объективны: за древним жанром оды стоит богатая история. Мы приглашаем вас познакомиться с ней!

Ода — это…

Ода — жанр лирической поэзии (что это?), стихотворение, воспевающее величие определенного лица или события в торжественно-оптимистической манере в литературе классицизма (что это такое.

Существует несколько разновидностей жанра, отличающихся тем, кому или чему посвящена ода, каким проблемам она посвящена и к какому историческому периоду относится. Таким образом, различают следующие виды:

  1. победоносно-патриотическая;
  2. рекомендуется;
  3. духовный;
  4. философский.

Поэтика классицизма связана с расцветом оды. И в античном мире, и в Европе, и на Руси стало ясно, что такое явление, как ода в литературе, не может выходить за рамки социокультурных задач той или иной эпохи.

Торжественная песня, знаменующая младенчество мира радостным принятием всего, что в нем есть, не могла звучать вечно и постепенно исчезла из литературного обихода.

Из истории жанра оды

Как и многие другие шрифты, ода возникла в Древней Греции. Изначально она интерпретировалась и воспринималась как песня, то есть сопровождалась музыкальным сопровождением.

Само слово «ода» переводится с древнегреческого как «пение». В древности такие песни делились на «хвалебные», «плачевные», «любовные» и т д.

Родоначальником оды является поэт Пиндар, живший в Афинах в 6-5 веках до нашей эры. Их песнопения были адресованы первым победителям Олимпийских игр. В те времена стать объектом поэтического посвящения было более чем почетно.

Поэты считались проводниками к бессмертию. Быть воспетыми самим Пиндаром и оставить свои имена на страницах истории – о такой награде простые смертные могли только мечтать.

В первом веке до нашей эры образцы этого жанра прочно утвердились в литературе римским поэтом Горацием. Его оды были посвящены монархам, имперским традициям, теме государственного величия, которая издавна занимала поэтов, тяготеющих к поэтике свободного выражения.

Лишь в XVI веке ода обрела второе рождение в европейской литературе.

Идея прославления государя была близка политическим процессам, протекавшим в большинстве средневековых стран. Знаменитым французским одистом был поэт Пьер Ронсар, наделявший свои произведения почти музыкальной виртуозностью и изяществом.

В немецкой романтической литературе ода окончательно обрела трансцендентную отстраненность от политики. Примером может служить «Ода к радости» Ф. Шиллера.

Ода в России (Ломоносов, Пушкин)

В 18 веке ода пришлась очень ко двору в России, так как в это время, благодаря реформам Петра Великого, страна обрела имперский статус и почувствовала себя могущественным самодостаточным государством.

Первые образцы жанра принадлежали перу В. К. Тредиаковского. Симптоматичны его названия: «Хвалебные поэмы России», «Похвала земле Ижерской и царствующему граду Санкт-Петербургу», «Духовные оды». Поэт воспевает величие родины, красоту природы и милосердие Творца, сотворившего землю.

В одах Ломоносова («Утреннее размышление о величестве Божием», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», переложения псалмов) звучат также гражданские и религиозные мотивы.

Важной темой его стихов является сила науки. Как ученый Ломоносов не только писал оды, но и изучал их природу, функции и назначение. В его знаменитой теории «трех затишьев» ода относится к великому затишью.

Исследователь языка подчеркивает, что предметом ее изображения должны быть возвышенные, великие явления, в оде нет места просторечию и другим «мелким» словам низкого спокойствия.

Уникальные произведения в этом жанре принадлежат Г.Р.Державину. Ода «Бог» — непревзойденный для своего времени образец религиозно-философской лирики. Державин поддерживал традиции классицизма, его оды стилистичны.

При этом поэт одновременно выступает реформатором жанра, разрушителем канона. В оде «Фелица», посвященной императрице Екатерине Великой, традиционные одические восхваления царствующей особе сочетаются с простотой и дружеской откровенностью.

Поэту позволено давать советы императрице. В поэме «Памятник» он позднее выразил эту характеристику своей лиры знаменитой строкой «И с улыбкой говорил истину королям».

Совершенно иначе «работает» жанр оды А. С. Пушкина. В своей первой оде «Свобода» поэт бросает вызов абсолютной власти монарха. Это в корне противоречит традиции хвалебных песен. Пушкин начинает свой творческий путь с протеста: разрушения старых устоев и прославления новых ценностей.

В послепушкинскую эпоху, когда рухнули изнеженные (что это?) каноны классицизма, воспринимать оду всерьез стало трудно. Появились пародийные произведения, где слово «ода» читалось как завуалированная насмешка. Примером может служить «Ода сплетням» А. Вознесенского.

Заключение

Кажется, время писать оды прошло. Человечество отвыкло каждую минуту радоваться, удивляться и восхвалять Творца. Оды сегодня кажутся наивными и затянутыми.

Но есть в них особое жизнеутверждающее очарование, сила и солидность, которых нам сегодня так не хватает! Хочешь ностальгировать — читай оды.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть