Что такое повесть

Здравствуйте уважаемые читатели блога. В многообразии литературных жанров иногда трудно провести четкие границы между одним видом словесного творчества и другим.

Рассказ является примером жанра, который трудно определить. Имеет специфическую «российскую» историю и получил распространение в основном в России.

Повесть — это сложно определимый жанр со своей историей

Любопытно, что за рубежом есть аналоги жанра истории, но его имя не прижилось ни в европейской, ни в восточной традиции. В зарубежной литературе встречаются следующие термины:

  1. короткий рассказ (англ.): рассказ, повествовательное произведение короткой или средней продолжительности с подвидами, такими как atale (волшебная сказка), рассказ, новелла;
  2. conte (франц.) — сжатое изложение занимательных событий в прозе (что это?) или стихах (в этом смысле юный Пушкин воспринял жанр рассказа, знакомый с детства по лучшим образцам французского изящного письма);
  3. моногатари (яп.) — «рассказ о вещах», рассказ (что это?) с историческим, любовным или фэнтезийным сюжетом.

Философские притчи, предшественники романа, были распространены в латинском мире. Позднее появились средневековые фаблио, сказки, близкие к житейским басням. Они стали «прабабушками» итальянских и французских сказок, главной чертой которых считалась острота и новизна сюжета.

В России этот эпический жанр пошел своеобразным путем развития. Термин «история» впервые упоминается в древнерусских летописях. Он не имеет гендерных признаков, а лишь обозначает растянутое во времени повествование.

Знаменитая «Повесть временных лет» — это непредвзятая историческая хроника, созданная с упором на достоверность, совокупность прошлых событий, составляющих историю Киевского княжества и, шире, Древнерусского государства.

В дидактической церковной литературе появились такие произведения, как «Повесть о законе и благодати», по форме напоминающая небольшой философский очерк. Позже, под влиянием фольклора, функции рассказа упростились. Рассказчиком и летописцем истории мог стать не только монах-писец, просветленный человек, но и любой житель.

Появились бытовые, бытовые образцы жанра («Сказка о Фроле Скобееве», «Шемякин суд» и др).

В самой авторской литературе, сложившейся в нашей стране в конце XVIII-XIX вв., рассказ стал жанром художественной литературы и закрепил те канонические черты, по которым его можно узнать и сегодня.

Определение повести — что же это за жанр

В современном литературоведении рассказ — прозаический жанр, превосходящий по объему и содержанию рассказ (что это такое?), но уступающий роману. Как видите, ваши пределы подвижны.

Если перечислить произведения русской литературы, созданные в этом жанре, то можно найти среди них «Повести Белкина» А.С. История настоящего мужчины» Б. Полевого, тяготеющего к роману.

Как отличить рассказ от других видов словесного искусства? Попробуем решить.

Жанровые признаки повести

  1. Первое, на что стоит обратить внимание, это объем работы. В рассказе, как правило, несколько десятков страниц, а в рассказе — от сотни.
  2. Второй – тенденция к хронике описания событий.
  3. В-третьих, аргументы. В отличие от романа, в рассказе обычно не более трех главных героев. Между ними разыгрываются сюжетные коллизии (что это?), а остальные персонажи играют второстепенные роли. Поэтому в повести принято подчеркивать ярко выраженный центральный сюжет, а не несколько цепочек событий, развивающихся параллельно, как в романе.
  4. Четвертая — время и пространство. В сказках и фэнтезийных рассказах нет запретов на путешествия в пространстве и времени, но в реалистическом рассказе обычно описываются события, происходившие в течение десятилетия в одном месте (реже в двух-трех населенных пунктах).
  5. История не анализирует судьбы поколений, столкновения родовых кланов, смену исторических эпох. Его масштаб более скромный, но в то же время детализированный. В то же время он не описывает мельчайшие детали так подробно, как это делает история.

Виды повестей

В древнерусской литературе выделялись военные, исторические и бытовые рассказы.

Современные литературоведы называют следующие разновидности:

  1. сентиментальный (что это?) (Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»);
  2. романтический (А. А. Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга»);
  3. реалист (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича»);
  4. фантастика (Н. В. Гоголь «Вий», повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце»);

  5. сатирический (повесть Н. В. Гоголя «Пальто»);
  6. приключения (рассказы А. Н. Рыбакова, А. Грина);
  7. детектив;
  8. поразительнй.

Иногда рассказ используется как вставочный элемент в структуру более сложного произведения. Например, в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» «спрятана» «Сказка о капитане Копейкине».

Он помогает раскрыть характер главного героя поэмы, поразмышлять над социальными проблемами. Если рассказать историю Копейкина отдельно, то получится полноценное самостоятельное произведение.

Выводы

В середине XIX века В. Г. Белинский назвал историю одним из основных жанров русской литературы. Он сохранял свои позиции до середины 20 века, но не исчез и после этого.

Сегодня мы можем говорить о модернистском и постмодернистском рассказе, вобравшем в себя черты других литературных жанров.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть