Что такое притча
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Богатое литературное или музыкально-поэтическое произведение часто сравнивают с притчей.
Что это означает? Как и когда зародился этот жанр и какие черты отличают его от многих других? Найдем ответ вместе.
Притча — это…
Притча — короткое (реже поэтическое) прозаическое произведение, содержащее нравственный урок, сформулированный в иносказательной форме.
Истории, рассказанные в форме притчи, обязательно несут урок, указание в направлении правильного пути. Каждый может понять его на том уровне, который ему доступен.
Основные характеристики параболы:
- небольшой объем;
- рутинность сюжета;
- обращение к главным нравственным вопросам жизни;
- аллегорический;
- философские коннотации;
- несколько уровней смысла.
Из всех литературных жанров притча больше всего напоминает басню, от которой отличается отсутствием в конце откровенной морали.
Урок, изложенный в притче, надо расшифровывать самому, поэтому можно сказать, что произведения притч сложнее и богаче басен.
Из истории жанра
Первые притчи появились на Востоке. Они представляли собой сборники бесед учителя и ученика и были призваны не только передать некоторые знания и опыт, но и пробудить привычку к самостоятельному поиску истины, духовному погружению в мир основных проблем человеческого бытия.
Суфийские дервиши оставили богатое наследие. Например, известен сборник бесед поэтов Руми, Джами, Навои.
Ветхий Завет Библии частично сохранил для нас знаменитые притчи о царе Соломоне. На рубеже XIII-XIV веков они получили широкое толкование в древнерусской литературе. Фундаментом русской культуры, невидимыми кирпичиками, составлявшими ее фундамент, были притчи Нового Завета.
При анализе многих литературных произведений XVIII, XIX и XX веков обращение к евангельским притчам становится обязательным. Большинство романов Ф. М. Достоевского основано на его сюжете и содержании.
В романе «Преступление и наказание» звучат отголоски притчи о блудном сыне, с которой можно сравнить пришедшего на покаяние Раскольникова. Этому предшествует эпизод, в котором Соня Мармеладова читает притчу Раскольникова о воскрешении Лазаря, а история самой Сони перекликается с сюжетом о блуднице, которой не возбранялось прикасаться к одежде Христа.
Примеров использования в художественной литературе материала древних притч немало, но немногие авторы осмелились определить этим термином собственные произведения.
Несколько философских притч вышли из-под пера А. П. Сумарокова, творившего в рамках «великого затишья» и избравшего наиболее торжественные литературные формы (ода, панегирик, мадригал).
Притчей можно назвать стихотворение А. С. Пушкина «Сапожник». Л. Н. Толстой работал в жанре притчи в периоды новых религиозно-философских и нравственных исканий.
Современные притчи
Современная литература отходит от жанра притчи в чистом виде, но представлена как элемент вставки в структуру постмодернистских произведений.
Поэтому роман «Лавр» Е. Водолазкина, созданный на материале древнерусской литературы, насыщен отсылками к притчам.
В первоначальном виде притчу можно найти в творчестве православных авторов.
Стихи иеромонаха Романа (Матюшина) являются образцом глубоких поэтических притч, приближения к молитве, исповедального плача и плача о земле Русской по высоте своего исполнения.
Светлану Копылову можно назвать блестящей исполнительницей музыкальных обработок многих авторских и всеправославных притч.
Если вы ищете краткие и точные притчи о жизни с моралью, загляните на любой из следующих ресурсов:
- https://pritchi.ru/part_63
- https://elefteria.ru/category-dosug-pravoslavnyie-pritchi/
- https://pritchi.ru/
- http://semyaivera.ru/2016/11/03/pesni-pritchi-svetlanyi-kopyilovoy/
Также будет интересно ознакомиться с фильмом, наглядно иллюстрирующим сюжеты-притчи на современном материале:
Заключение
Чтение поучительных историй детям и взрослым в старину было обычным делом. В каждой семейной библиотеке были сборники притч.
Теперь эта традиция возвращается, помогая людям задавать важные вопросы и находить ответы для себя.