Что такое рифма

Здравствуйте уважаемые читатели блога.

Мы находим рифму до того, как начинаем говорить.

Родители читают детям стихи, потешки, поют колыбельные.

Поэтический текст прекрасно воспринимается во многом благодаря ритму, но не менее волшебна и рифма.

Кто и когда первым заметил стройность (как это?) рифмующихся строк, что такое рифмы и для чего они нужны — читайте здесь.

Рифма — это…

Рифмы – это окончания стихотворных строк, сходные по звучанию. Термин происходит от греческого слова «пропорция, ритм». Рифмующиеся слова обозначают границы строк, а рифмующиеся пары обозначают границы строф (как это?).

Важным условием консонанса является ударение. Совпадать должны именно ударные слоги, на которых держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказки Носова пытался освоить азы поэтического мастерства Цветика, он подумал, что это идеальный образец рифмы: «пряничный веник». Однако того, что оба слова оканчиваются на «ник», было недостаточно, потому что ударные гласные разные.

Чтобы было совсем понятно, подберем актуальные рифмы к слову «метла»: пленник, соплеменник, деньги (звучит как деник), вареник. А со словом «пряник» гармонируют слова: племянник, бродяга, многогранник. Может быть, вы можете придумать больше?

Из истории термина

Любопытно, что рифма — относительно молодое явление в человеческой культуре. Письменные памятники древнейших народов не умеют рифмовать.

Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники древнеиндийской цивилизации, строго ритмически построены, богаты ассонансами (как это?), но лишены рифмованных строк.

Дохристианская Греция была чрезвычайно хороша в ритмическом и звуковом письме, но даже там рифма отсутствовала в чистом виде.

Ученые пришли к выводу, что китайцы первыми открыли и разработали полную систему рифмовки. В сборнике древнекитайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, насчитывается более 300 стихотворений (как это?) с цельной рифмой, что свидетельствует о достаточно старой и хорошо развитой традиции.

Он знал древнюю арабскую поэзию и рифмы. Еще в доисламский период рифмованные окончания присутствовали в песенной лирике кочевых народов.

Широкое использование рифмы началось в раннем восточном средневековье. Так, в III—VII веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмованных куплетов.

С Востока эта традиция перешла на Запад, уйдя своими корнями в раннехристианскую культуру, а затем в европейскую монашескую культуру. Со временем рифма в большинстве стран Европы стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.

Что касается России, то рифмовка была присуща народному стиху раешника, но отсутствовала в древнейших памятниках (военных историях, былинах, легендах).

Его распространение характерно для периода христианизации Руси и последующего расширения культурных границ. Рифма вошла в светскую литературу в 16-м и 17-м веках через латинскую и французскую поэзию в переводе.

Виды рифм

Каждый поэт знает, что рифма бывает разной:

  1. По количеству совпадающих звуков (точное, неточное);
  2. По количеству слов, входящих в рифмующиеся словосочетания (простые, сложные);
  3. По общему количеству слогов (равносложный, неравносложный);
  4. В зависимости от того, на какой слог падает ударение (мужской, женский, дактилический);
  5. По фонетическим характеристикам (усеченный, замененный, йотадо).

Точный — неточный.

Если большинство звуков рифмующихся слов совпадают, рифма считается правильной: конь огонь. Если меньшая часть фонем совпадает, рифма неточная: снежок — лед.

Простой — сложный.

Когда рифмуем отдельные слова — это простая рифма (пень — лень), когда соединяем группы слов (в окошке — внизу) или слово с группой слов (долго — все равно) , рифма называется составной или сложной.

Равные — неравные.

Столь же слоговой является пара рифмовок, в каждой из которых число слогов одинаково: зи-ма — са-ма. В нечетном слоге количество слогов разное: зи-ма — ку-тер-ма.

Самец — самка — дактилический.

  1. Если ударение падает на слова, рифмующиеся на последний слог окончания, то такая рифма называется мужского рода: огонь — самовар.
  2. Если ударение падает на предпоследний слог, рифма женского рода: город — распОрот.
  3. Когда ударение падает на третий и далее конец слога, рифма считается дактильной: оружие — обнажающее.

Усечено — заменено — ioted.

  1. Усеченная рифма возникает, когда в конце слова как бы обрывается звук или слог: тепло — слова. Пара опирается на ударный слог «ло», а последний согласный исчезает.
  2. Йотат – вид усеченной рифмы. Звук «й» в конце одного из слов «исчезает» — фон родной.
  3. При подстановке один звук меняется на другой в начале слова (река — печка), середине (машина — ворона), конце (ручей — потом). Замещенная рифмовка очень нравится детям, она полезна для развития речи.

Способы рифмовки

В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Этот тип строфы наиболее распространен в русской поэзии.

Строки рифмовки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.

В зависимости от этого различают следующие способы рифмовки:

  1. — параллельный (парный);
  2. — кольцо (по кругу);
  3. — Крест.

Проиллюстрируем три типа:

  1. Вьюга над землей кружит,
    Как сказочная птица.
    Куда упадет твоя ручка
    Там блестит серебро.

    Слова «кружится» — «птица», «перо» — «серебро» стоят рядом, на соседних (параллельных) линиях и образуют пары. Такая рифма называется парной или параллельной.

  2. Вьюга над землей кружит,
    Бросьте белое перо.
    Там серебро блестит
    Там, где птица касается земли.

    Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки. Если соединить их линиями, то получится часть кольца или пояса с короткой внутренней стороной и длинной внешней стороной, поэтому этот рифмованный мотив называется кольцом или забором.

  3. Наиболее привычная для нас схема выглядит так:
    Вьюга над землей кружит,
    Распространение серебра,
    Как сказочная птица
    Опустите перо.

    Рифмуются строки 2 и 4, строки 1 и 3. Если соединить пары рифм двумя строками, эти строки пересекутся, образуя крест. Такой способ рифмовки называется перекрестной рифмовкой.

Не приветствуется использование всех трех видов рифмы в одном стихотворении, особенно если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер может сотворить из такого сочетания чудо!

Так, А. С. Пушкин придумал новый вид строфы, написав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их заключительным двустишием. Такими стихами написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданная поэтом строфа стала называться «Онегин».

Заключение

Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут пустые строки, в которых есть ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты еще называют свободным стихом.

Не думайте, что авторы верлибра не умеют рифмовать. Они умеют это делать, но иногда им хочется вырваться из каких-либо условностей и дать волю своим мыслям. Ведь творчество – это свобода.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть