Что такое сказка

Здравствуйте уважаемые читатели блога. «Жили-были старик со старухой у синего моря…».

С этих или подобных им слов начинается путь в мир воображения, в страну сказок, где говорят звери, чудовища становятся принцами и добро побеждает зло.

Что это такое и исторические корни жанра

Сказка – это повествовательный фольклорный, а позднее и литературный жанр, не претендующий на историческую достоверность.

В сказке есть свои законы, традиционные сюжеты и особые «сказочные» правила. Понять, что такое сказка и как она пишется, поможет история возникновения жанра.

Как прозаический жанр сказка обособилась от мифа. Он унаследовал мифологический героизм, стремление описывать необъяснимые явления через художественные и повествовательные образы.

Миф был занят космогонией (то есть сотворением и устройством мира, взаимоотношениями первых народов (титанов), сменой исторических эпох). Сказочные истории со временем стали поглощать более простые сюжеты.

При этом сохранилась память о мифологических образах и героях. Последние стали магическими существами и предметами помощи.

Сначала родилась народная сказка. Этот древний жанр долгое время не имел отдельного обозначения, воспринимаясь как «песня», «басня» (от глагола «баять» — говорить). На латыни рассказы с захватывающим сюжетом называются «fablios».

Среди произведений фольклора с вымышленным сюжетом традиционно выделяют следующие виды сказок:

  1. магический;
  2. о животных;
  3. семья.

Только в середине XV века на Руси зафиксировали слово «сказка», также образованное от глагола говорить. Название рода указывает на традицию устной передачи сказок. Русский народ бережно хранит их в образно-поэтической памяти.

Литературная сказка, появившаяся в нашей стране спустя два столетия, не вытеснила, а, наоборот, дополнила и преобразовала народную.

Волшебные фольклорные сказки

Сказочные герои олицетворяют разные миры (Подводное царство, Лес, Горы), имеют ярко выраженную нравственную характеристику (добро-зло), обладают сверхъестественными способностями.

Если в повести упоминаются Баба-Яга, Морской царь, Кощей Бессмертный, будьте уверены – перед вами сказка. Мир стихий противостоит центральному персонажу обычного человеческого мира. Дурак, младший сын, сирота, солдат, Лутонюшка, менее удачливый, чем его братья, Иван-царевич, герой, отправляющийся в путешествие по сказочным путям, должен быть в социальном невыгодном положении.

Момент прорыва имеет особое значение: достойно выдержав все испытания, победив злодеев, добыв перо жар-птицы, звонкую арфу, невесту и полцарства, герой не только торжествует в личная победа победа: вместе со своей судьбой олицетворяет справедливость, жизнь «по правде».

Исследователи выделяют несколько признаков сказки в фольклоре (что это такое?):

  1. вариативность (переходя из уст в уста, легенда наполнялась деталями и вариантами изложения: при рассказе сказки, например, придерживаться основного сюжета и менять детали);
  2. наличие начала и конца, композиции кадров, вступительных сцен;
  3. повторяемость действий;
  4. употребление «магических» чисел: 3, 7 и их производных (Далеко-далекое царство, тройственное государство, три сына, три девицы под окном, трех-, девяти- и двенадцатиглавые змеи, седьмое небо, путешествие семь дней);
  5. «дружба» положительного героя с миром природы, животными-помощниками;
  6. изображения «мудрых дев»;
  7. праздник добра

Интересны исследования, посвященные набору сказочных сюжетов, который, по мнению разных фольклористов, имеет пределы и исчисляется несколькими десятками вариаций. Каждый сюжет состоит из ряда функций, то есть действий, совершаемых персонажами с какой-либо целью (воровство, женитьба, кумовство и др).

Анализируя сказочный материал, накопленный на протяжении всей истории человечества, филологи делают вывод, что:

сказка носит общечеловеческий характер, отражает общечеловеческие знания о мире, сохраняет исходные представления о духовных ценностях, обычаях, нравственных ориентирах.

В каждой культуре есть свои сказки, рожденные в глубинах народной души. Говорят, кого в этой стране считают красивым, добрым, благородным, какие поступки ценятся, а какие порицаются, о чем мечтают обычные люди.

Сказки о животных и бытовые

Сказки о животных по своим характеристикам ближе к жанру басни. В них говорят и действуют животные, птицы, рыбы, насекомые, но сказочный намек, заключенный в их поведении, адресован непосредственно человеку.

Так, в «Теремке» дается урок сосуществования, умения приспосабливаться, приспосабливаться, ладить с другими. Смысл рассказа в том, что с приходом Медведя рушится не только Теремок, но и старый несовершенный мир, который должен быть заменен новым.

Позднее других распространилась бытовая сказка, героями которой были старик и старуха, мужчина и женщина, священник и рабочий. Магические силы почти не вмешиваются в жизнь этих персонажей.

Бытовые сказки напоминают анекдоты, небылицы, иногда былички и бывальщины. Как правило, ежедневный урок скрашивается юмором. В качестве примера легко привести известную повесть «Каша из топора» или смешную басню «Как сумасшедший Иван смотрел за дверью».

Отличить бытовую сказку от сказки нетрудно: герой первой никогда не поднимется и не упадет, путь его горизонтален. В волшебной истории дурак обязательно станет принцем.

Литературная сказка

В Европе сборник сказок стал популярен благодаря немецким романтикам Арниму и Брентано, а позже исследовательской и творческой деятельности братьев Гримм. Вслед за немцами народную сказку стали ценить и другие.

В начале XIX века В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. К этому жанру в России обращались Лермонтов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский. Работая с народным материалом, они преобразовали народную сказку, позволив ей приблизиться к античному первообразу благодаря поэтической форме изложения.

Романтическая сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» — одно из первых оригинальных произведений автора в этом жанре. Сказки П. П. Ершова, А. Н. Толстого скрашивают досуг современных детей так же, как и десятки лет назад.

В 20 веке под влиянием зарубежной литературы в жанре сказки стала работать целая плеяда писателей — Ю. Олеша, Н. Носов, А. Некрасов, А. Волков, Л. Лагин, Ю. Коваль, Е. Успенский, А. Усачев и многие другие. Оригинальные сказки К.И. Чуковского и С.Я. Маршака стали классикой жанра.

Литературная сказка не знает ни границ, ни запретов. Англичане подарили маленьким книголюбам всего мира несравненную Мэри Поппинс, Алису из Страны чудес, Винни-Пуха, Питера Пэна… Каждый ребенок знает немецкие и французские народные сказки в обработке братьев Гримм и Шарля Перро. К. Коллоди и Дж. Родари порадовали зрителей искрометной итальянской сказкой.

В России скандинавские сказки Г.-Х. Андерсен, А. Линдгрен, С. Лагерлёф, Т. Янссон, а в 21 веке Свен Нурдквист и его школа.

Мир меняется, но сказка остается такой же насущной потребностью детского сердца, как солнечный свет или материнская любовь. Именно поэтому этот жанр никогда не умрет.

Ознакомиться с произведениями авторов, чьи имена упоминаются в данной статье, можно на сайте электронной библиотеки Альдебаран, где также можно бесплатно скачать и прочитать понравившиеся произведения онлайн.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть