Что такое строфа

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Это слово звучит волшебным, как сама поэзия. Есть в нем что-то мелодичное, древнегреческое. И его часто путают с понятием «цепочка».

Чтобы понять, чем одно отличается от другого, обратимся к словарю литературоведческих терминов.

Да и узнать, что такое строфы, лишним не будет, ведь при анализе поэтического текста на уроках литературы просто не обойтись без представления о том, что такое строфа в стихотворении.

Строфа — это…

Слово «строфа» происходит от греческого «поворот». Как термин, он начал использовать в древние времена и был прекрасно сохранен по сей день. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песню хора, которая исполнялась во время движения певчих по сцене.

Когда хор завершил свой курс в одном направлении и повернулся в противоположном направлении, одна Станса закончилась, а другая началась. Позже, чередующиеся комбинации пар рифмующихся линий (стихов) начали вызывать таким образом).

В современном понимании строфа — это часть поэтического текста, сочетание часто повторяющихся стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — способом рифмы.

По своим функциям строфа в стихах аналогична абзацу в прозе.

Любой, кто задает вопрос «Сколько строк в строфе?» вы не получите однозначного ответа.

Самая привычная для русскоязычного читателя форма строфы – четверостишие. Есть также два, три, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять стихов и другие виды Станс, которые мы поговорим позже.

Строфа и рифма

В рифмованных стихах легче выделить строфу, чем в нерифмованных.

При письме расстояния между строфами чаще всего обозначают пробелами (пустыми строками).

Но если автор или издатель забыл это сделать, вы можете «опознать» строфу самостоятельно.

Самый простой тип Stanza — это куплет. Он состоит из двух стихов с парной рифмой. Схема рифмовки: АА.

Сочетание двух куплетов — это уже четверостишие. В зависимости от используемых поэтом рифм, он строится по одной из схем:

  1. ААББ — паровая баня;
  2. АБАБ — крест;
  3. ABBA — окружающие (кольцо)

Также при сложном сочетании рифмованных строк появляется шесть строк с возможным расположением рифм: АБАБББ, АБВАББ, ААББББ, АББАББ, ВВАБА и др.

Наконец, вершина виртузности можно считать октавой: восемь поэтических линий, рифмованных по схеме: Абабабвв.

В нерифмованных строках строфы отделяются друг от друга по принципу чередования в словах окончаний мужского и женского рода.

В народных текстах первоосновой поэтической организации является синтаксический параллелизм, прием, при котором предложения строятся по схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:

«Это не ветер, который изгибает ветку,
Не дубовый лес шумит, —
Что мое сердце стонет
Как осенний лист дрожит…»

Виды строф в мировой поэзии

Различают несколько типов строф по происхождению:

  1. Старая строфа:
    1. по именам античных поэтов: строфа Алкея, строфа Сафия, строфа Асклепиада;
    2. по названию стихов: ионическая, дорийская, ямбелигская строфы.
  2. Европейская строфа:
    1. в связи с поэтическим наследием известных поэтов: строфа «Нибелунг», терчина (Божественная комедия Данте), сестина (Петрарка), катрен (П. Верлен), строфа «Спенсер» — девятистишие, схема построения которую предложил английский поэт Э. Спенсер.
    2. по жанру и назначению: моностихи, хоровые такты, секвенции, канцоны, мадригалы, сонеты, рондо, триолеты.
  3. Восточная строфа: газель, касыда, рубаи, хайку (хайку), танка и другие.

Три типа строфы не существуют изолированно.

Например, европеец Ф. Г. Лорка облек свои лирические шедевры в образ газели, и жанр сонета распространился по всем уголкам мира, приобретя множество причудливых разновидностей («сонет перевернутый», «сонет на одной ноге» и др).

Русская строфика

Преобладающим направлением русского письма стала рифмованная поэзия. Поскольку одним из ее истоков был фольклор, форма двустишия успешно прижилась в России.

Его можно найти как в творчестве авторов XVIII и XIX веков (Дмитриев, Державин, Крылов, Пушкин, Лермонтов, Кольцов), так и в творчестве поэтов ХХ века (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова), Цветаева, Мандельштам).

Наиболее распространенной формой русского стихосложения было четверостишие. Чуть реже встречаются терции и пятерки.

Такая форма, что и семистровая стихотворение, можно считать экзотикой (пример — это стихотворение Лермонтова «Бородино»). Октава (или восьмая) стала фиксирована на русской поэзии благодаря Пушкину, которая написала целое стихотворение в октавес («Дом в Коломне»).

Пушкину принадлежит и свой собственный русский феномен мировой строфы — «Онегинская строфа».

Как и сонет, эта форма имеет 14 строк, но имеет особую схему рифмовки, объединяющую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЭД ЗЗ. Игривая и легкая строфа легла в основу поэтического романа «Евгений Онегин», придав ему четкую ритмическую организацию, сюжетную динамику и звуковое своеобразие.

Заключение

Для тех, кто еще не понял, чем строфа отличается от строки, скажем коротко: в строфе минимум 2 строки, а максимум 14 строк.

Это «стихотворный фрагмент», в котором, как рыба в пруду, плещется и играет цельная и отдельная поэтическая мысль.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть