Как писать сочинение — что это такое, план подготовки и пример сочинения-рассуждения на тему мечты

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Умение различать собственные мысли грамотно, логично, точно и в то же время не всем интересно.

Именно поэтому такая, казалось бы, знакомая с начальной школы форма работы, как сочинение, часто вызывает затруднения у выпускников школ.

Озадаченные тем, как написать сочинение, старшеклассники впадают в панику и к экзамену теряют в страхе все свои навыки.

Важно помнить: справиться с этим видом работ может абсолютно каждый. Далее мы подробно расскажем об основных этапах подготовки эссе, составления плана и написания.

Что такое сочинение

Не все понимают, называя письменную работу словом «сочинение», что такое определение подходит не для каждого образца словесного творчества.

Эссе – вид письменной работы в школе, представляющий собой обсуждение на определенную тему, изложение собственных взглядов на ту или иную тему (по теме).

Рефлексии предъявляются свободно или выстраиваются в определенной последовательности (по плану), это зависит от вида теста.

При написании важно, насколько богат внутренний мир человека. Непредубежденные люди обладают большим словарным запасом, легче делают выводы и собирают убедительные аргументы. Остальное будет сложнее, но нет ничего невозможного.

Виды сочинений

Письмо – очень удобный способ контроля знаний и умений для учителя. Нигде природа драгоценных питомцев не раскрывается так щедро, как в произведении, созданном их собственными усилиями.

Также есть умение размышлять, обобщать, делать выводы, демонстрировать владение языком и стилем, элементарный уровень грамотности.

Чтобы не удивлять детей объемом заданий, состав постепенно вводится в учебный обиход.

  1. Детей средней школы (2-4 классы) учат писать сочинение по картинке. Такой способ работы способствует расширению словарного запаса ребенка, развитию описательных навыков. Предполагается свободный стиль письма.
  2. При переходе в общеобразовательную школу (с 4 класса) дети учатся составлять сочинение-рассуждение, примеры которого могут (в зависимости от возраста) касаться как самых простых, так и самых сложных тем. Например, для детей 10 лет подойдет тема: «Как вы понимаете смысл пословицы «Старый друг лучше двух новых»?» Для тех, кому 15-16 лет, тема будет сформулирована иначе: «Нравственная ценность дружбы».
  3. Выпускников девятых классов ожидает мини-сочинение в рамках ОГЭ (задания 15.1-15.3). Должно быть не менее 70 слов. В структуру документа входят такие элементы, как введение, основная часть (с двумя тезисами) и заключение.
  4. В первую среду декабря 11-классники пишут выпускное сочинение. В сентябре объявляются инструкции, в которых позже (за 15 минут до начала экзамена) объявляются конкретные темы. Объем работы 250 слов. Чтобы получить кредит, необходимо представить хотя бы один литературный аргумент.
  5. Наконец, элемент эссе завершает экзаменационную работу по EUS. Часть «С» по русскому языку, литературе, обществознанию, иностранному языку – это не просто эссе, а строго структурированная работа с богатой аргументацией и системой доказательств.

Эти виды учебных рефератов отличаются друг от друга объемом и охватом задач, но принцип их написания примерно одинаков.

План подготовки к написанию итогового сочинения

Прежде чем писать реферат, необходимо запастись черновиком. В старших классах также будет полезна учебная тетрадь с подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также дневник чтения, который поможет выбрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.

Для примера возьмем итоговое сочинение для учащихся одиннадцатого класса, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.

Этап 1. Сбор материала.

Так как без литературной аргументации при выполнении тестового задания не обойтись, то необходимо заранее собрать заявления великих по тому или иному поводу: хотя бы с начала сентября.

Если вы пережили чтение дневников прошлых лет или любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг они пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если до сих пор вы не забивали голову чужими мыслями, вам придется сделать это сейчас срочно.

Как только будут известны 5 тематических направлений написания эссе, начинайте разбираться во всех найденных цитатах. Используйте поисковые системы осторожно. Не все сайты корректно указывают авторство и корректно цитируют исходные тексты. Лучше обратиться к первоисточникам, т.е к книгам.

Этап 2. Осмысленное чтение.

Нет, мы не хотим вас обидеть, намекнув, что вы раньше читали бездумно! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни работе по поиску сокровищ, выкапыванию ценных литературных фактов из глубин смысла.

А если серьезно, то нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько рассказов или рассказов, чтобы освежить в памяти изученное.

Много примеров и иллюстраций на любую тему можно найти в «Повестях о Белкине» Пушкина, в романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, в повести Гоголя «Тарас Бульба». Из близких нашему времени авторов достаточно Астафьева, Бондарева, Шукшина, Распутина.

Этап 3. Написание пробного сочинения.

Не ждите экзамена. Начните писать прямо сейчас. Предлагайте по 2-3 темы в каждом направлении и выпускайте не менее одного текста каждую неделю. Если вы начнете в начале учебного года, то сможете написать 10-15 тестовых версий до декабря за 12 недель.

Собственно работа состоит из нескольких шагов.

  1. Составьте план тестирования. Он включает в себя введение, основную часть и заключение, в котором связывается основная мысль работы, изложенная в начале.
  2. Напишите введение. Оно должно быть широким и кратким (не более 5 предложений). Во введении уместно обозначить и конкретизировать тему эссе, подкрепив собственный тезис цитатой.
  3. Напишите основную часть. Оно написано для раскрытия темы работы и состоит из трех тезисов, к которым нужно подобрать правильный пример доказательства из литературы. Чтобы прийти к тезису, вам нужно разбить основную тему на подвопросы. По каждому из тезисов необходимо микрозаключение. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
  4. Сформулируйте вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. Заключение повторяет и полностью развивает утверждение, сделанное во введении.
  5. Проверьте текст. Он должен соответствовать таким критериям, как согласованность частей друг с другом, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Если инструкция оказалась для вас недостаточно понятной, то также посмотрите видео:

Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты

В качестве примера рассмотрим эссе на тему «Нужно ли быть верным своей мечте?».

Составляем план. Вы можете написать его в виде резюме или вопросов:

  1. Верность мечте. Что это?
  2. Чем сон отличается от реальности? Нужна ли людям мечта? Почему мы мечтаем?
  3. Верить во сне – значит смело идти по жизненному пути к намеченной цели. Мечты помогают нам улучшить реальность.

Вступление:

Мечта — мужество души. Все мы умеем мечтать в детстве и юности, но часто предаем свои мечты, став взрослыми. Почему это происходит? Быть может, верность мечте — единственный путь к счастью? Попробуем подумать об этом вместе с героями литературных произведений.

Основная часть:

Если подумать, сон и реальность не являются антонимами. Между ними нет места. Наоборот, мечта – это первый шаг к реальным переменам в жизни. Например, Ассоль в рассказе А. Грина «Алые паруса» мечтала о любви, прекрасной, как корабль с алыми парусами.

На первый взгляд, героиня рассказа ничего не сделала для осуществления своей мечты. Но это не так. Сам ее сон так поразил людей, что по миру пошла молва об Ассоль, благодаря которой капитан Грей узнал о девушке.

Он понял, что такая мечта может жить только в чистом сердце и ответил на ожидание делами. Грей не только исполнил мечту Ассоль, но и показал людям, что чудо возможно, и сам стал счастливым. Это значит, что сон может воодушевить как самого сновидца, так и окружающих.

Судьба многих великих людей учит нас верности мечте. Карьера известного ученого М.В началась с мечты о познании. Ломоносов. Маленький мальчик, в чем-то, вероятно, похожий на Филипка из рассказа Л. Н. Толстого, покинул родную деревню Холмогоры и отправился в Москву осваивать науки.

Не жалея сил, Ломоносов много лет работал и стал одним из культурнейших людей своего времени. Он основал первый университет в России, который до сих пор носит его имя. Сон придал этому человеку уверенности и сил, помог сделать много полезных открытий, прославить Отечество.

Но и главный герой романа И. А. Гончаров «Обломов» тоже любил помечтать, но мечту не осуществил. Он хотел, чтобы во всем мире царили любовь, взаимопонимание, доброта и порядок, как в его детстве государственная Обломовка.

Когда Илья Ильич поступил на службу, он понял, что каждый ищет себе выгоду, а любви между людьми нет. Разочарованный, Обломов решил ни с кем не общаться. Отсутствовала стойкость, которая изменила бы мир к лучшему.

Обломов не остался верен мечте, а взял от нее только самое худшее — стремление к миру. Его жизнь закончилась рано и бесславно. Поэтому разочарование часто лишает жизнь смысла.

Вывод:

Нет ничего плохого в том, чтобы быть верным своим мечтам. Мечта дает нам крылья, помогает лететь вперед через все трудности и сомнения. Важно только помнить, что от мечты до ее воплощения могут пройти годы, которые необходимо заполнить упорным трудом.

Мечта – это наша вера, наше вдохновение. Чтобы она стала реальностью, нужны также мужество, воля и твердость.

Чтобы успешно написать школьное сочинение, нужно как можно чаще создавать тексты на ту или иную тему, знакомиться с образцами прошлых лет и по возможности читать дальше. Тогда письмо станет регулярным занятием и не будет доставлять ни малейших неудобств на экзамене.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть