Летопись — что это такое
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Об этом древнем жанре (что это?) русской историографии слышали все.
В начальной школе учащихся учат, что слово «хронический» происходит от старославянского «лето», то есть «год».
Получается, что летопись — это описание ежегодных событий? Давайте узнаем, так ли это.
Летопись — это…
Летопись — жанр древнерусской литературы, представляющий собой подробное изложение исторических событий в хронологической (климатической) последовательности.
На Западе такие письменные записи событий истории назывались хрониками или летописями.
Летописи занимались монахи, так как монастырские школы были единственными очагами письменной культуры в Древней Руси. Самый мощный пласт летописных документов, дошедший до нас, датируется XIV-XVII веками.
Однако известны и более ранние источники, к которым относится первая киевская летопись «Повесть временных лет» (XI-XII вв).
События последнего относятся ко времени сотворения мира, отсчитывают начало Русского государства от 862 года и заканчиваются 1117 годом.
Если кратко сформулировать, что такое летопись, то можно дать следующее определение:
это исторический документ, собрание письменных свидетельств о значимых государственных событиях каждого года.
При первом знакомстве с термином вопрос «Что такое летопись?» в 4 классе разрешается ответить:
«Письменный отчет об исторических событиях прошлого».
Самые древние летописные списки
В зависимости от того, в каком монастыре составлена летопись, кто ее открыл, какие стилистические отличия она имеет от первоисточника, летописи подразделяются на списки, редакции и выдержки.
Самым известным среди источников, дошедших до наших дней, является Лаврентьевская летопись. Он датируется 1377 годом и приписывается монаху Лоренцо.
Более двух столетий этот ценнейший документ хранился в Рождественском монастыре во Владимире, затем был передан в частное собрание русских древностей, откуда был куплен графом Мусиным-Пушкиным.
В историографических очерках Лаврентьевскую летопись иногда называют Пушкинской летописью, но к великому русскому поэту А. С. Пушкину это не имеет никакого отношения).
Мусин-Пушкин передал рукопись в дар императору Александру I, который передал ее на хранение в Публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека). Вот она сегодня.
В документе 6 списков, наиболее известным из которых является Ипатьевская летопись. Свое название он получил благодаря тому, что был обнаружен в Ипатьевском монастыре под Костромой.
В 1809 г историк Н. М. Карамзин нашел рукопись в Библиотеке Академии наук. Документ хранится там и по сей день. Графологи распознали в тексте документа пять разных шрифтов, принадлежащих разным писцам, поэтому единого мнения о происхождении списка нет.
Помимо Ипатьевской летописи официально существуют следующие списки Лаврентьевской летописи:
- Хлебниковский (Несторовский) — предположительно 1560 г., Киево-Печерская Лавра (образ летописца Нестора поэтизирован А. С. Пушкиным в поэме «Борис Годунов»);
- Погодинский — более поздняя копия (1620 г.) Хлебниковского, некоторое время принадлежала писателю М. Погодину, который подарил ее Николаю I;
- Список Яроцкого;
- Ермолаевский;
- Краков.
Основным источником летописи преподобного Лаврентия была Киевская летопись, но создавались и записи исторических событий в других городах.
Его летописи велись в Новгороде, Пскове, Чернигове. Позднее были обнаружены белорусские, молдавские, казачьи, сибирские и башкирские летописи.
Жанровые особенности летописей
Летопись отличается от других жанров древнерусской литературы рядом стилистических и существенных особенностей:
- подходит для подлинности;
- анонимность;
- стремление найти аналог в библейском прошлом для событий настоящего;
- обращение к фигурам исторических деятелей (князей, воевод, других государственных деятелей);
- оценка.
Ориентация на достоверность означала отсутствие вымысла, но не лишала летописца права на собственную интерпретацию того или иного события.
Например, гибель князя Олега от коня, рассказанная впоследствии Н. М. Карамзиным в «Истории государства Российского» и превращенная в балладу (что это?) А. С. Пушкиным, не может считаться установленным историческим фактом, но считается хронической легендой (что это?).
Правила монашеской жизни исключали институт авторства.
Писательство считалось делом, данным Богом: тот, чью руку направлял Бог, должен был оставаться в тени. Скромность и смирение не позволили летописцу присвоить произведение, поэтому в текстах (что это?) рукописей редко встречаются указания на имена писцов.
Христианская картина мира предполагала безоговорочную веру в то, что разворачивающиеся события продиктованы волей Божией, что они являются частью Плана, начало которого явлено в событиях Ветхого и Нового Заветов.
В изложении летописцев годы неурожаев и болезней соотносятся с нашествием саранчи и другими библейскими испытаниями, посланными народам, прогневившим Господа.
Несмотря на стремление к объективности, авторы летописей наделяли свои произведения чертами собственного мировоззрения (какого?).
Некоторым князьям они сочувствовали, а других награждали нелестными чертами лица. Все «свое» оценивалось положительно, «чужое», как правило, отрицательно. Многие летописцы расходятся в оценках одного и того же события, особенно это касается описания недавнего прошлого или настоящего времени (относительно писателей.
Заключение
Стоит хотя бы раз прочитать «Русскую летопись», чтобы понять, что это за документ.
Любопытно познакомиться с особой интонацией летописи, проникнуться размеренным и величественным духом последующих веков, уловить события бурного прошлого, определившие судьбу страны, восхититься простотой и прозорливостью родной язык, который находит имя, подходящее для каждого явления и человека.
Летопись – это слепок истории государства в том виде, в каком хотели бы ее видеть хранители национальной культуры (что это такое?). Есть много причин задуматься о русской душе и характере народа.