Летопись — что это такое

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Об этом древнем жанре (что это?) русской историографии слышали все.

В начальной школе учащихся учат, что слово «хронический» происходит от старославянского «лето», то есть «год».

Получается, что летопись — это описание ежегодных событий? Давайте узнаем, так ли это.

Летопись — это…

Летопись — жанр древнерусской литературы, представляющий собой подробное изложение исторических событий в хронологической (климатической) последовательности.

На Западе такие письменные записи событий истории назывались хрониками или летописями.

Летописи занимались монахи, так как монастырские школы были единственными очагами письменной культуры в Древней Руси. Самый мощный пласт летописных документов, дошедший до нас, датируется XIV-XVII веками.

Однако известны и более ранние источники, к которым относится первая киевская летопись «Повесть временных лет» (XI-XII вв).

События последнего относятся ко времени сотворения мира, отсчитывают начало Русского государства от 862 года и заканчиваются 1117 годом.

Если кратко сформулировать, что такое летопись, то можно дать следующее определение:

это исторический документ, собрание письменных свидетельств о значимых государственных событиях каждого года.

При первом знакомстве с термином вопрос «Что такое летопись?» в 4 классе разрешается ответить:

«Письменный отчет об исторических событиях прошлого».

Самые древние летописные списки

В зависимости от того, в каком монастыре составлена ​​летопись, кто ее открыл, какие стилистические отличия она имеет от первоисточника, летописи подразделяются на списки, редакции и выдержки.

Самым известным среди источников, дошедших до наших дней, является Лаврентьевская летопись. Он датируется 1377 годом и приписывается монаху Лоренцо.

Более двух столетий этот ценнейший документ хранился в Рождественском монастыре во Владимире, затем был передан в частное собрание русских древностей, откуда был куплен графом Мусиным-Пушкиным.

В историографических очерках Лаврентьевскую летопись иногда называют Пушкинской летописью, но к великому русскому поэту А. С. Пушкину это не имеет никакого отношения).

Мусин-Пушкин передал рукопись в дар императору Александру I, который передал ее на хранение в Публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека). Вот она сегодня.

В документе 6 списков, наиболее известным из которых является Ипатьевская летопись. Свое название он получил благодаря тому, что был обнаружен в Ипатьевском монастыре под Костромой.

В 1809 г историк Н. М. Карамзин нашел рукопись в Библиотеке Академии наук. Документ хранится там и по сей день. Графологи распознали в тексте документа пять разных шрифтов, принадлежащих разным писцам, поэтому единого мнения о происхождении списка нет.

Помимо Ипатьевской летописи официально существуют следующие списки Лаврентьевской летописи:

  1. Хлебниковский (Несторовский) — предположительно 1560 г., Киево-Печерская Лавра (образ летописца Нестора поэтизирован А. С. Пушкиным в поэме «Борис Годунов»);
  2. Погодинский — более поздняя копия (1620 г.) Хлебниковского, некоторое время принадлежала писателю М. Погодину, который подарил ее Николаю I;
  3. Список Яроцкого;
  4. Ермолаевский;
  5. Краков.

Основным источником летописи преподобного Лаврентия была Киевская летопись, но создавались и записи исторических событий в других городах.

Его летописи велись в Новгороде, Пскове, Чернигове. Позднее были обнаружены белорусские, молдавские, казачьи, сибирские и башкирские летописи.

Жанровые особенности летописей

Летопись отличается от других жанров древнерусской литературы рядом стилистических и существенных особенностей:

  1. подходит для подлинности;
  2. анонимность;
  3. стремление найти аналог в библейском прошлом для событий настоящего;
  4. обращение к фигурам исторических деятелей (князей, воевод, других государственных деятелей);
  5. оценка.

Ориентация на достоверность означала отсутствие вымысла, но не лишала летописца права на собственную интерпретацию того или иного события.

Например, гибель князя Олега от коня, рассказанная впоследствии Н. М. Карамзиным в «Истории государства Российского» и превращенная в балладу (что это?) А. С. Пушкиным, не может считаться установленным историческим фактом, но считается хронической легендой (что это?).

Правила монашеской жизни исключали институт авторства.

Писательство считалось делом, данным Богом: тот, чью руку направлял Бог, должен был оставаться в тени. Скромность и смирение не позволили летописцу присвоить произведение, поэтому в текстах (что это?) рукописей редко встречаются указания на имена писцов.

Христианская картина мира предполагала безоговорочную веру в то, что разворачивающиеся события продиктованы волей Божией, что они являются частью Плана, начало которого явлено в событиях Ветхого и Нового Заветов.

В изложении летописцев годы неурожаев и болезней соотносятся с нашествием саранчи и другими библейскими испытаниями, посланными народам, прогневившим Господа.

Несмотря на стремление к объективности, авторы летописей наделяли свои произведения чертами собственного мировоззрения (какого?).

Некоторым князьям они сочувствовали, а других награждали нелестными чертами лица. Все «свое» оценивалось положительно, «чужое», как правило, отрицательно. Многие летописцы расходятся в оценках одного и того же события, особенно это касается описания недавнего прошлого или настоящего времени (относительно писателей.

Заключение

Стоит хотя бы раз прочитать «Русскую летопись», чтобы понять, что это за документ.

Любопытно познакомиться с особой интонацией летописи, проникнуться размеренным и величественным духом последующих веков, уловить события бурного прошлого, определившие судьбу страны, восхититься простотой и прозорливостью родной язык, который находит имя, подходящее для каждого явления и человека.

Летопись – это слепок истории государства в том виде, в каком хотели бы ее видеть хранители национальной культуры (что это такое?). Есть много причин задуматься о русской душе и характере народа.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть