Слово о полку Игореве

Здравствуйте уважаемые читатели блога. «Слово о полку Игореве» — один из древнейших памятников русской литературы, образец русской былины (что это?), сочетающей в себе черты военного рассказа и притчи (как же так?).

Ни одно другое произведение русской литературы не вызывает столько споров, как это своеобразное стихотворение.

Для того, чтобы успешно написать сочинение по сказке о полку Игореве в девятом классе, недостаточно ознакомиться с конспектом сказки о полку Игореве».

Необходимо внимательно прочитать текст в любом из существующих переводов (например, «Слово о полку Игореве» в переводе Д. С. Лихачева или Р. Якобсона), ознакомиться с историей изучения документа и разными моментами его взгляд на вопрос о его происхождении.

План сочинения: «Слово о полку Игореве»

Для составления плана «Слова о полку Игореве» для написания сочинения в 9 классе необходимо выделить ключевые моменты работы:

  1. История возникновения памятника, проблема его подлинности.
  2. Жанр «Слова о походе Игореве».
  3. Образ автора в «Слове о полку Игореве».
  4. Поход князя Игоря в Половецкую степь.
  5. Гибель войска и пленение русских князей.
  6. Плач Ярославны.
  7. Главные герои «Слова о полку Игореве».
  8. Образ природы.
  9. Идейный смысл произведения.

Для сочинения на тему «Ярославна — главная героиня «Слова о полку Игореве»» потребуется дополнительный анализ кульминационного момента (что это?) пьесы — причитания Ярославны.

Загадочный автор и история создания

История создания «Слова о полку Игореве» очень загадочна. Существует несколько версий происхождения памятника.

  1. «Слово…» было написано в раннем средневековье, затем переписано более поздним автором, после чего открыто и обнародовано графом А. Мусиным-Пушкиным в 1890-х гг.
  2. «Слово о полку Игореве» — не оригинальное произведение древнерусского искусства, а стилизация, созданная в Новое время с целью поддержания авторитета русской литературы среди европейских национальных литератур.

Основанием столь противоречивых гипотез (что это?) послужило то, что произведение дошло до потомков в единственном экземпляре, обнаруженном А. Мусиным-Пушкиным, который был обер-прокурором Синода и, предположительно, получил его вместе с другие документы из Кирилло-Белозерского монастыря.

Оригинал рукописи хранился в дворянском дворце в Разгуляе, и по официальной версии он погиб во время московского пожара в 1812 году.

Некоторые исследователи приписывают авторство «Слова…» А. Мусину-Пушкину, однако очевидных причин для этого нет: граф при всей своей эрудиции литературными талантами не отличался. Есть и другие предположения.

Со временем спор о подлинности документа приобрел идеологический оттенок: тех, кто считал «Слово…» настоящим документом, называли патриотами (кто это?), тех, кто видел в произведении искусное ремесло, называли почти сравнялись с врагами России.

Если отбросить эмоции и обратиться к содержанию памятника, то станет ясно, что автор слова создал свое творение в то время, когда еще жил и царствовал главный герой повести Игорь Всеволодович.

Академик А. А. Зализняк, специалист по языку древнерусской словесности, проанализировав языковые особенности древнеславянского текста (наличие двойственного числа, следы «шумов» и т д.), пришел к выводу, что «Слово…» она не могла быть написана после одиннадцатого и начала четырнадцатого веков.

Исследователь А. Н. Ужанков называет точную дату: поздняя осень — зима 1200 г. Ученый полагает, что автор — один из монахов Выдубецкого монастыря под Киевом, лично участвовавший в походе.

Автор произведения противопоставляет свой язык языку «пророческого бояна», рассказывает о недавних и прошедших делах, прекрасно знает и цитирует Евангелие (в то время оно еще не было переведено на старославянский язык и читалось на греческом языке).

Отношение древнерусских книжников к литературной славе далеко от современных представлений. Писцы не стремились приписать себе подвиг письма, они совершали его как послушание, как боговдохновенное дело, для которого они были лишь орудиями, посредниками.

Именно поэтому мы не получили имя автора. Вопрос о том, кто написал слово о полку Игореве, остается открытым.

Краткое содержание и анализ произведения

Сюжет произведения (как это?) описывает событие, имевшее место в 1185 году, — поход новгородско-северского князя Игоря на земли половецкого хана.

Если передать краткое содержание «Слова о полку Игореве» в нескольких предложениях, то речь идет о походе, предпринятом русским князем в 1185 году для утверждения своей власти над южными рубежами Руси.

Эта кампания не была оборонительной, ее целью было освоение нового пространства. Князь хотел «скорой славы» и думал добиться победы хитрой неожиданной атакой.

Краткий пересказ «Слова о полку Игореве» не сводится к сюжету (как же так?).

Рассказчик (а образ автора в «Слове о полку Игореве» очень важен, замечателен, оживлен нотками ностальгии (как это?) по старине) так строит композицию «Слова о полку Игореве» как пояснить: поход Игоря выходит за рамки существующего образа жизни, срывает основы древнерусского мировоззрения, нарушая религиозно-этические нормы. Итак, важные события в жизни Игоря происходят в пятницу, в день крестных страданий Христа.

Начиная сочинение на тему «Слово о полку Игореве», необходимо составить план знакомства и проследить, как меняется отношение рассказчика к описываемым событиям.

Автор дает свою оценку действиям Игоря. Свой поход он сравнивает с предыдущим походом князя Всеволода Большое Гнездо, деда Игоря. Предыдущий поход был оборонительным, старый князь защищал Родину и не вторгался на чужие территории.

После исповеди и причастия он отправился в путь, получил благословение, победил темные силы во время Великого поста и вернулся домой с победой на Пасху. Игорь, наоборот, ведет поход на Страстной неделе, без благословения, в тайне от неприятеля.

Весь его путь окутан тьмой. Образ затмения передает не столько природное явление, сколько внутреннее состояние героя, его душевное смятение.

Только попав в плен к половецкому хану и бесславно бежав, Игорь начинает раскаиваться в своей гордыне и получает помощь от Бога: звери, птицы, природа, Сам Господь указывает ему дорогу домой.

Крик Ярославны, напоминающий молитву, очищает князя от всех его ошибок.

В заключение автор Слова призывает русских князей опомниться, прекратить кровавую междоусобицу и снова стать одним родом.

Анализируя «Сказку о полку Игореве», герои которой находятся в состоянии с собой и друг с другом, невозможно не заметить, как ведет себя природа за работой.

Реки, поля, ручьи оживают на работе, каждое растение и животное испытывает тревогу, предсказывает гибель армии. Князь нарушил законы праведной жизни: вторгся в чужие границы, и это не принесет ему славы. Но обратный путь наполнен духом радости, смиренного прощения, принятия.

Характеристика героев «Слова о полку Игореве»

Главные герои «Слова о полку Игореве» — князь Игорь Святославович, князь Новгород-Северский, его брат Буй Тур Всеволод, отец, князь Святослав, жена Ярославна.

Характеристики Игоря. С одной стороны, князь честолюбив, хитер, решителен в достижении целей, с другой — бесстрашен и грозен в бою. Поначалу его речь и поступки не вызывают сочувствия, но после возвращения из плена герою сочувствует все живое.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» становится ярче, когда о нем вспоминает скорбящая жена. Русской земле нужен князь, как Ярославне нужен муж.

Ярославна — героиня «Слова…», ставшая символом всего русского народа в своем женском воплощении. Образ Ярославны за работой представлен через мотив любви.

В качестве «удара на грань» любимая жена принца просит стихию природы вернуть ей возлюбленного.

Образ Ярославны – это идеал русской женственности, абсолютной любви и верности. Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» — центральный эпизод раскрытия образа.

Женщине хочется стать кукушкой и улететь в дальние края, чтобы вернуть любимого мужа к жизни, промыть его кровавые раны. Характеристика Ярославны лаконична, акцентирует внимание не на внешности женщины, а на ее внутренней красоте.

В походе принимает участие брат Игоря, князь Всеволод. Он полон мужества, доблестен, собственное ранение огорчает его меньше, чем поражение в бою. Как и Игорь, Всеволод попал в плен.

Князь Святослав, отец Игоря и Всеволода, олицетворяет собой мудрость старшего поколения. Святослав мечтает о прекращении гражданской войны, хочет видеть своих детей дружными.

Характеристика Святослава в «Слове о полку Игореве» дается не непосредственно, а через речь богатыря, его наставления потомкам.

Главная идея произведения

Автор поэмы отстаивает идею объединения русских земель, он воспевает духовное братство русских князей как единственный способ преодолеть раздробленность и сохранить русскую землю крепкой и единой.

«Слово о полку Игореве…» — очерк о духовном смысле русской жизни, гимн покаянию, миру и любви.

Основная идея – стремление к высшей истине, к духовным законам жизни, по которым брат не идет войной на брата, а люди в случае беды становятся единой общностью, готовой отразить любое нападение врагов.

Завершая беседу, кратко отметим, что работа требует более глубокого знакомства с историческим материалом, погружения в атмосферу русского Средневековья, знакомства с другими памятниками древнерусского эпоса.

Только тогда это произведение раскроется во всей полноте своего замысла и прояснит генеалогию многих позднейших сюжетов русской классической литературы.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть