Что такое монополия
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Монополия – экономическая ситуация на рынке, когда вся отрасль контролируется одним производителем (или продавцом).
Производство и торговля товарами или предоставление услуг принадлежат одной компании, которую также называют монополистом или монополистом. Субъект не имеет конкурентов, в результате компания обладает определенной властью и может диктовать условия клиентам.
Примеры монополий
Слово «монополия» возникло в Древней Греции и в переводе означает «продавать одному».
Определение монополии подразумевает наличие коммерческой ниши, в которой доминирует один производитель, регулирующий количество товара и его цену.
В чистом виде компании-монополисты встречаются очень редко. Это связано с тем, что практически для любого продукта или услуги можно найти замену.
Например, метро является естественной монополией. Если инфраструктуру метро поделить между двумя-тремя конкурирующими компаниями, наступит настоящий хаос. Но когда службы метро перестанут подстраиваться под население, люди смогут добираться до места назначения на автобусах, трамваях, автомобилях, поездах.
Другими словами, метро является монополистом среди скоростного подземного транспорта, а в сфере пассажирских перевозок — нет.
Состояние экономики, в которой доминирует субъект, характерно для жилищно-коммунального хозяйства, общественного сектора, производства продукции, требующей тщательного контроля.
Принимая во внимание, что такое монополия, нельзя обойти вниманием еще одно близкое понятие: «олигополия». Это условие гораздо чаще встречается в экономике. Олигополистический рынок разделен между несколькими компаниями. При сговоре основных игроков рынок по своим характеристикам близок к монополии (пример — операторы сотовой связи).
Классическими примерами олигополии являются строительство самолетов и кораблей, производство оружия. Здесь конкуренция (какая?) между двумя-тремя поставщиками.
Виды и формы монополий
Различают следующие формы монополии:
- Естественный: имеет место, когда компания получает долгосрочную прибыль только при обслуживании всего рынка. Пример – железнодорожный транспорт. Обычно хозяйственная деятельность требует больших денег на начальном этапе.
- Искусственный: обычно создается при слиянии нескольких компаний. Сговор компаний позволяет быстро устранить конкурентов. Образованная структура прибегает к таким методам, как демпинг цен (что это такое?), экономический бойкот, манипулирование ценами, промышленный шпионаж и биржевая спекуляция.
- Закрыто: Защищено от конкурентов законом. Ограничения могут касаться авторских прав, патентов (что это?), лицензирования, сертификации, налогов, передачи уникальных прав на владение и использование ресурсов и т.д.
- Открытый рынок — это рынок одного поставщика без юридических барьеров для конкуренции. Это характерно для компаний, которые предлагают новые и инновационные продукты, не имеющие аналогов на данный момент.
- Двусторонний: рынок с продавцом и покупателем. Обе стороны имеют власть над рынком. Следовательно, результат сделки зависит от переговорных способностей каждого участника.
Существуют и другие варианты классификации, например, они делятся на два вида в зависимости от формы собственности:
- частный
- выражать
Или по территориальному принципу в 4 типах:
- местный
- региональный
- национальный
- оффшор (по всему миру)
Если рассматривать искусственную монополию, когда происходит слияние нескольких предприятий (компаний), то речь идет о различных формах таких слияний:
Антимонопольное законодательство
Отсутствие конкуренции имеет негативные последствия в обществе:
- неэффективное использование ресурсов;
- дефицит продуктов;
- несправедливое распределение доходов;
- отсутствие стимула для разработки новых технологий.
Поэтому национальные правительства пытаются ограничить появление монополий. Специальные государственные органы следят за уровнем конкуренции на рынке, контролируют цены и не допускают зависимости малого бизнеса от крупных игроков.
Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Он защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.