Что такое волюнтаризм
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Многим знакомо слово волюнтаризм по фильму «Кавказская пленница», но смысл этого термина там раскрыт не полностью.
Поэтому сегодня мы поговорим о том, что такое волюнтаризм, насколько оправдана такая линия поведения и в каких сферах человеческой деятельности она наиболее ярко проявляется.
Волюнтаризм — это…
Что такое волюнтаризм, каким бы смешным он ни был, объясняется простыми словами популярной песни: «Если очень захотеть, то и в космос полетишь!» Это возможно, но как?
Вот я, очень хочу полететь в космос. Но возраст уже не тот, здоровье не айс и филологи из секонда вряд ли востребованы на орбите. Если, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, я продолжу биться головой о стену Байконура, то это будет проявлением волюнтаризма.
В самом общем смысле волюнтаризм — это настойчивое стремление к достижению своей цели без оглядки на факторы объективной реальности и последствия.
Противовесом волюнтаризму является детерминизм, утверждающий, что все в этом мире естественно и взаимосвязано.
В разных областях знания и в разное время понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но всегда опирается на категорию воли. Само слово образовано от латинского voluntas — воля.
Термин появился в 1883 году благодаря Фердинанду Тённису, немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей приводит к образованию устойчивых социальных групп.
Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.
Политический волюнтаризм
Политический волюнтаризм предполагает форму деятельности, основанную на субъективных желаниях и целях политика, игнорирующую объективные реалии политической жизни.
Волюнтаристы абсолютизируют роль принципа сильной воли во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности порочна и не может существовать долго.
Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при определенных обстоятельствах, в том числе:
- отчуждение народа от политической власти;
- бюрократическая модель управления;
- отсутствие политической культуры и т.д.
Экономический волюнтаризм
Понятие экономического волюнтаризма также логически вытекает из политического.
Это система управления экономикой, которая игнорирует требования законов экономики, замедляет экономический рост и вызывает кризисы.
В российской и мировой истории экономический волюнтаризм не раз вызывал масштабные кризисы.
К наиболее примечательным фактам можно отнести игнорирование нарастающих проблем крепостного права (что это?) и связанное с этим падение урожайности хлеба в середине 19 века, столыпинские земельные реформы, шумное устранение хлеболюба Н.С. Хрущева с официальной формулировкой » волюнтаризм».
Философия волюнтаризма
Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения нет, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средние века, например, считалось, что воля Божия предопределяет все существование человека и воспринималась как внешняя сила.
Можно выделить два основных направления в понимании воли:
- Разум определяет волю. Наиболее лаконично это показано в определении воли Цицерона, который назвал ее «разумным желанием». Такое восприятие в различных интерпретациях более распространено сегодня.
- Воля выше разума, являясь основным свойством всех вещей. Это понимание является основным в волюнтаристских направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Волюнтаризм в философии рассматривается как ответ распространенному в XVIII-XIX вв течению рационализма, которое выдвигает на первый план разум как единственный источник истинного знания.
Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр подняли понимание воли на совершенно иной уровень. Философия обоих называется волюнтаристской.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) вводит понятие мировой воли, силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как неудержимый поток и движение. Воля к жизни есть стихийная сила, не определяемая разумом.
Шопенгауэр стал одним из основателей волюнтаристского направления «философия жизни», в основе которого лежит представление о жизни как абсолютном начале мира, находящегося в бесконечном движении.
«До меня философы занимались учением о свободе воли; но я учу о всемогуществе воли».
Артур Шопенгауэр
Фридрих Ницше (1844-1900) выдвигает на первый план понятия сверхчеловека и воли к власти. И если у Шопенгауэра воля выше человека и всего сущего, то у Ницше все сущее есть воля к власти, все наделены такой волей и соревнуются за власть со многими другими волями.
В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Нравственность, нравственность, христианская любовь к ближнему — все это дрянь, мешающая торжеству воли.
«Везде, где я находил жизнь, я находил волю к власти».
Фридрих Ницше
Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.
Волюнтаризм в психологии
Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет ход жизни, то в психологии это направление провозглашает волю основной способностью личности, определяющей все остальные психические процессы.
Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832-1920), уделявший особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.
Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, и человек может наблюдать собственное сознание, используя метод инсайта (озарения).
У теории самоанализа Вундта было много критиков, некоторые из них утверждали, что психологи-экспериментаторы, прошедшие сеансы озарения, получили психические расстройства.
Хотя было и немало сторонников идеи, считавших волевые порывы решающими факторами в действиях человека и провозглашавших господство воли над всей психикой: У. Джемс, Г. Мюнстерберг и др.
Особая семантика слова на Западе
Концепция волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилась в Америке с положительной коннотацией.
Это, прежде всего, исторически оправдано. В Новом Свете именно воля определяла успех. Здесь пошли начинать с нуля, здесь до сих пор действует «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.
Предполагается, что любой, у кого есть желание подняться, может достичь самых высоких социальных уровней, независимо от исходного происхождения.
Заключение
В заключение хотелось бы процитировать современного российского политика, который, как мне кажется, очень точно и красиво сформулировал диалектическую сущность волюнтаризма:
«Человек с сильной волей может изменить не только себя, но и окружающую среду, во благо или во имя зла, это зависит от разумности воли».
Виктор Алексеевич Зубков
Автор статьи: Елена Румянцева