Муниципальные образования — что это, их назначение и структура

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Наша страна занимает 1/7 часть территории планеты Земля.

Управление (что это такое?) такими огромными территориями, координация процесса развития всех без исключения регионов (даже самых удаленных) требует дифференциации страны на отдельные территориальные образования, подчиненные централизованной власти.

Давайте узнаем, как решается эта проблема в РФ, что такое муниципальные образования (МО) и какие виды МО существуют.

Муниципальные образования — это…

Все субъекты Российской Федерации для удобства управления, хозяйственной деятельности и решения местных проблем разделены на части, называемые муниципальными образованиями.

Они неодинаковы по размеру, по количеству проживающих, имеют свои территориальные центры, подчинены определенной иерархии (одни муниципалитеты входят в состав других муниципалитетов).

Практически во всех вопросах России деление на муниципальные образования совпадает с территориально-административным делением нашей страны (т е делением по природным, национальным, хозяйственным и другим признакам на районы, области, края, автономные республики).

Управление муниципалитетами осуществляется местным населением через избранные им органы управления.

МО наделены правами и обязанностями субъектов, находящихся в гражданско-правовых отношениях (а также физических или юридических лиц, субъектов Российской Федерации и государства).

Законодательное регламентирование

Очевидно, что деление страны на муниципалитеты осуществлялось не стихийно, а в соответствии с определенным законодательным актом на основе исторически сложившихся территориальных, производственных и социальных связей.

На сегодняшний день таким документом является Федеральный закон (ФЗ) Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в редакции от 6 февраля 2019 г. Этот закон определяет:

  1. основные постулаты местного самоуправления (муниципального;
  2. принципы разграничения территории Российской Федерации на муниципальные образования;
  3. механизм упразднения старых или создания новых поселений;
  4. органы самоуправления (администрация, глава администрации, депутаты, избирательные и контрольные комиссии);
  5. наделение органов власти Московской области некоторыми государственными полномочиями (в соответствии со статьей 132 (п. 2) Конституции Российской Федерации). Это означает делегирование (перераспределение) полномочий с одного уровня власти на другой (с более высокого уровня иерархии на более низкий уровень).

    Например, наделить органы местного самоуправления правом лицензировать любой товар или деятельность, регулировать тарифы на тепловую энергию и т д;

  6. формы самоуправления (референдум, выборы (что это такое?), собрание, собрание, конференция);
  7. ответственность муниципальных властей;
  8. особенности функционирования некоторых муниципальных образований (наукоградов, приграничных районов, территорий Крайнего Севера и т.п).

Виды и структура муниципальных образований

Упомянутый выше Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает 7 видов МО (восьмой вид включен в классификацию Госдумы 19 апреля 2019 года) и их иерархию. Рассмотрим эту тему немного подробнее.

Примечание: на данной схеме отсутствует новый тип муниципального образования — муниципальный район.

  1. Муниципальный район — различные примыкающие сельские и городские поселения (возможно объединение территорий, не вошедших в указанные образования из-за их малонаселенности).

    Управление осуществляется населением и (и) органами самоуправления (ОС), которые могут быть наделены отдельными государственными полномочиями:

    1. сельское поселение: одно или несколько населенных пунктов сельского типа (село, поселок, хутор, аул и т.п.). Управление находится в руках населения и/или органов самоуправления;
    2. городской поселок — город или поселок городского типа районного значения. Управление осуществляется аналогично сельским поселениям.
  2. Городской округ — несколько соседних территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Это город областного, областного, республиканского значения.

    К городскому округу могут относиться только территории, где не менее 2/3 жителей проживает в городах, а плотность проживания в 5 раз выше, чем в среднем по стране. При невыполнении условий такой городской округ переводится в категорию муниципальных районов (подробнее см в статье ниже). Данные разъяснения внесены 19 апреля 2019 года Государственной Думой Российской Федерации.

    Управление городским округом осуществляется населением и/или государственными органами, наделенными определенными государственными полномочиями.

  3. Городской округ с внутригородским делением – район, в пределах которого районы имеют статус внутригородского муниципального образования:
    1. внутригородское МО — район в составе городского округа. Управление осуществляется населением и/или ОС;
    2. внутригородское муниципальное образование города федерального значения: часть города соответствующего значения, управление которой аналогично управлению обычными внутригородскими муниципальными образованиями.
  4. Муниципальный район (данный вид муниципальных образований введен в классификацию 18 апреля 2019 г. Государственной Думой РФ) – это несколько (не менее 3) соседних пунктов городского и сельского типа, не являющихся муниципальными образованиями. Решение о переводе некоторых городских округов в статус муниципальных районов остается за субъектами Российской Федерации, переходный период продлится до 2025 года.

Заключение

Деление субъектов Российской Федерации на муниципальные образования и двухуровневая иерархия позволяют оптимально управлять всеми муниципальными образованиями внутри каждого субъекта.

Читайте наш блог, знания никогда не бывают лишними.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть