Труд — что это, влияние на эволюцию, виды и цели трудовой деятельности

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Вспомните расхожую фразу, что работа сделала из обезьяны человека.

Что это за вещество, которому удалось превратить животное в «хомо сапиенс»? Казалось бы, мы прекрасно знаем, что такое работа, но далеко не каждый может сформулировать четкое определение этого понятия.

В этой статье мы определим, что такое работа, как она происходит и какие человеческие действия можно назвать работой.

Труд – это…

Проснувшись утром, люди начинают что-то делать: женщина готовит завтрак для своей семьи и идет на работу или занимается домашними делами, мужчина тоже спешит на свое рабочее место, дети идут в школу.

Все знают, что делать, все действуют целенаправленно. Их деятельность – это труд: труд домохозяйки, труд приказчика или металлурга в плавильной печи, труд студента, приобретающего знания в школе или институте.

Вывод: труд — это сознательная и целенаправленная деятельность человека, направленная на удовлетворение собственных потребностей и (или) потребностей общества.

Нет «работы ради работы», всегда есть цель, которую нужно достичь с помощью работы.

Даже во время пробежки в парке (или другого здорового образа жизни) мы работаем над улучшением своего физического и психического здоровья.

Труд и производство

Если рассматривать труд как часть производственного процесса, то он является фактором производства, то есть одним из важнейших экономических ресурсов производства.

Человек через свой труд и инструменты воздействует на предмет труда (сырье, материалы, комплектующие) → получает результат труда.

Работа тем эффективнее, чем совершеннее орудия труда и чем выше квалификация (знания, умения) работника.

Оценка труда

Объем и качество трудовой деятельности человека оценивается в материальном (денежном) выражении.

В идеале оценка рабочей силы должна осуществляться по критерию интенсивности и полезности выполняемой работы, то есть чем больше и лучше вы работаете, тем выше будет ваша заработная плата. Или, чем больше вы вносите вклад в общество, тем больше вы зарабатываете.

Принцип оценки труда при социализме (что это такое?) таков: «От каждого по способностям, каждому по труду» (Пьер Жозеф Прудон, французский экономист, 19 в.). Ладно, справедливая оценка трудовой деятельности.

Еще более идеальным кажется принцип оценки труда при коммунизме (что это такое?): «От каждого по способностям, каждому по потребностям» (Луи Блан, французский экономист, 19 в).

Звучит красиво, но абсолютная утопия (что это?). Для такой формы распределения материальных благ, созданных обществом, человечество не выросло (и вряд ли вырастет).

Менталитет человека, к сожалению, таков, что если приносить ему материальные блага на блюдечке, да еще и регулярно, он в принципе не будет работать или будет «неряшливым».

Сегодняшние реалии диктуют двоякую оценку труда:

  1. С одной стороны, выполняется принцип «от каждого по способностям, каждому по труду». Чем более квалифицирован работник и чем эффективнее он выполняет свои профессиональные обязанности, тем больше он получает.
  2. С другой стороны, наличие капитала (независимо от его происхождения) позволяет извлекать солидные дивиденды, не прикладывая к этому особых усилий.

    Например, майор (кто это?), сын олигарха, получил от папы пару миллионов долларов, положил их на депозитный счет в банке. Можно не работать и при этом получать дивиденды (что это?), в десятки раз превышающие зарплату лучшего специалиста.

Труд и эволюция человечества

Эволюция человечества неразрывно связана с трудом как основой производства материальных благ.

К такому выводу в XIX веке пришли немецкие экономисты Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал:

Работа — источник всех богатств, считают политэкономы. Это действительно так, наряду с природой, которая предоставляет вам материал, который вы превращаете в богатство.

Но это также бесконечно больше, чем это. Это первое основное условие всей человеческой жизни, и притом до такой степени, что в известном смысле мы должны сказать: «труд создал самого человека».

Я кратко опишу то, что сказал Энгельс далее в статье, потому что это важно для понимания «трудовой» (что это такое?) гипотезы происхождения человека. Вспомним еще раз фразу немецкого экономиста: «Труд создал человека из обезьяны». Почему это кажется правдой?

Мозг обезьяны стал мозгом разумного человека под влиянием труда и членораздельной речи. Важнейшую роль в улучшении работы мозга играли руки как рабочий инструмент.

Работа изменила строение руки, сделала ее более чувствительной и гибкой, рука перестала участвовать в движении. Кстати, современные исследования показали, что мелкая моторика (движения) рук способствует активации мозга.

Получается следующая схема:

Обезьяна → изменение природных условий + труд + орудия труда (охота палкой, обработка земли палкой-копалкой и т д.) → развитие ручной моторики → развитие мозга → потребность работать в команде → потребность в средствах общение → появление речи → переход на новый этап эволюции: человеческий

Очевидно, что при современном уровне развития науки этой теории можно противопоставить множество возражений. Современная наука не может гарантировать стопроцентной верности теории Энгельса и Маркса о роли труда в эволюционном процессе.

Виды труда

Есть работа, требующая от человека приложения физических усилий: это физическая работа. Есть работа, требующая интеллектуальных усилий, это умственная работа.

Но нельзя четко разграничить умственную и физическую работу, потому что каждое физическое действие обязательно сопровождается осознанием его потребности и созданием умственного алгоритма его выполнения, т е есть и часть умственной работы. Поэтому разделение труда на умственный и физический весьма условно.

«Работа» и «трудовая деятельность» являются синонимами. Отличие лишь в том, что работа — это абстрактный объект, а трудовая деятельность неразрывно связана с предметом труда — человеком.

Трудовую деятельность человека в зависимости от вектора его направления можно дифференцировать на три направления:

  1. хозяйственная деятельность – подразумевает создание материальных благ как свою цель;
  2. общественные — направленные на сохранение или преобразование общества (что это такое?), то есть общества (независимо от его масштаба (школа, город, страна, планета));
  3. интеллектуальная деятельность — подразумевает создание нематериальных благ (научные разработки, технические изобретения, литературно-изобразительные произведения и т.п).

Труд также можно классифицировать следующим образом:

Работа может быть:

  1. принудительный — как наказание за совершенные преступления или проступки (что это такое?), рабство (в некоторых странах до сих пор встречается нелегальный рабский труд);
  2. вынужденная – деятельность осуществляется под воздействием каких-либо моральных и/или физических факторов;
  3. добровольный — результат добровольного сознательного выбора человека.

Для чего нужен труд

Труд в жизни отдельного человека и человечества в целом выполняет несколько важных функций, каждая из которых является самоцелью:

  1. удовлетворение материальных потребностей человека и общества;
  2. удовлетворение духовных потребностей (создание нематериальных ценностей);
  3. самосовершенствование (приобретение новых знаний, навыков и умений);
  4. развитие общества;
  5. обеспечение безопасных условий существования отдельного человека (кто это?) и человечества в целом.

Я надеюсь, что эта статья сделала понятие «работа» более конкретным для вас».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть