Что такое аллегория на примерах из литературы

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Аллегория — древнегреческое слово, и в переводе оно означает «аллегория».

Считается, что первым, кто начал активно использовать этот прием в своих произведениях, был сказочник Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеять поведение и привычки своих хозяев, но сделать это открыто означало верную смерть. Поэтому он изобрел свой собственный язык, полностью состоящий из намеков, аллегорий и тайных символов.

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Определение этого термина будет дано чуть ниже, но сначала я хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже представлены изображения автора этого метода художественного слова (образа) — Эзопа.

Чаще всего он изображал людей в образе животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, в том числе и господам, произведения Эзопа очень нравились.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что в этот момент смеются над собой, над своими пороками и недостатками. Позднее даже появился такой термин, как «язык Эзопа».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в быту встречаются такие соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед вами отрывок из одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочтите и ответьте на простой вопрос: о чем она?

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча догорела на столе,
Свеча была зажжена.
На освещенном потолке
Тени лежат
Скрещенные руки, скрещенные ноги,
Скрещенные судьбы.
Мело весь месяц февраль,
И время от времени
Свеча догорела на столе,
Свеча была зажжена.

Если понимать все буквально, то картина вроде бы ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Все происходит в какой-то деревне, так как электричества нет, а дом горит свечами. Ну а внутри двое любовников, которые периодически занимаются сексом. Похоже на то, да? Просто это ни капельки не правда.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представить, кто такой Пастернак. Это бунтарь, искатель истины. Автор, давно запрещенный в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такое банальное любовное письмо. Но это не он написал! Это стихотворение имеет гораздо более глубокий смысл:

  1. Зима, охватившая всю землю, — это смерть, которая подстерегает человека и может унести его в любой момент.
  2. Зажженная свеча на столе – это луч света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько хрупка наша жизнь, что ее может унести малейший ветерок. Но в то же время жажда жизни в нас очень сильна, так как «метель мелела весь февраль, а свечу все никак не могла задуть».

  3. Скрестите руки, скрестите ноги — это действительно любовные отношения между двумя людьми, но не для удовлетворения инстинктов. Это символ объединения всего мира, отсюда и «перекресток судеб».

Ведь через, казалось бы, банальное изображение зимы Пастернак описал один из главных законов мироздания. А лучше сказать: переодевшись одно в другое. Это АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегории в баснях Крылова

Иван Крылов также использует в своих баснях много аллегорий. В каждом его произведении главными героями являются животные. Но в них мы легко можем распознать человеческие поступки или действия, часто не самые правильные и образцовые.

Крылов очень явно высмеивает человеческие пороки или, наоборот, восхваляет добродетели. Каждое животное имеет определенный характер:

  1. Итак, Лиса всегда была олицетворением хитрости и лести.
  2. Осел – упрямство и невежество.
  3. Медведь — сила и доброта, иногда неуклюжесть.
  4. Петух – гордость и высокомерие.
  5. Заяц – хвастовство и трусость.
  6. Стрекоза – беспечность.
  7. Муравей – трудолюбие.
  8. Обезьяна — глупость и так далее.

Но Крылов скрывает под аллегориями не только характеры, но и все устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример — басня «Волк и ягненок».

У сильного всегда виноват слабый:
Вот почему мы слышим много примеров в истории.

По сюжету Волк всячески упрекает и принижает Ягненка, посмевшего пить воду из того же ручья, что и он. Но басня (что это?) не про эту пару животных. За образами Волка и Ягненка Крылов скрыл сильных мира сего и простых людей.

А еще у баснописца есть еще одна работа: «Волк в конуре».

Волк ночью, думая залезть в загон,
Я пошел в конуру.
Вся конура вдруг встала —
Ощущение серости так близко к бандиту.

В этой басне Крылов ловко замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), понимая, что ему не победить Россию (Псарню), попытался провести мирные переговоры.

Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым этого не приняли и повели французскую армию на Париж. А кончается басня просто тем, что опытный охотник (Кутузов) не договорился с волком (Наполеоном) и кинул на него всех собак.

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, не только у Крылова и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны аллегорий. Самый яркий пример — «Мудрый бычок».

Ведь под маской рыбки, решившей отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно считать пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются добраться до вершины, не стремятся улучшить собственную жизнь. И автор приходит к вполне справедливому выводу, что никакой пользы от таких существ (будь то рыба или человек.

Из них нет ни холода, ни тепла, ни бесчестия, ни чести. Они просто занимают свободное место и едят пищу.

Другой пример — «Песня о буревестнике» Максима Горького. Ведь речь идет не о птице, хотя она и является главным героем.

Глупый пингвин робко прячет свое жирное тело в скалы… Только гордый Буревестник смело и вольно летит над серым морем пены! … Буря! Скоро буря!

Пингвины в данном случае — серая масса. Людей, которые трепещут перед властью и боятся ей сопротивляться. А Буревестник — смельчак, готовый бросить вызов старому порядку и покончить с ним.

Такую же неудовлетворенность старыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.

Вагоны двигались по обычному пути,
Они дрожали и скрипели;
Тихий желтый и синий,
В зеленом они плакали и пели.

Хотя тут надо уточнить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. Богатые ездили первым и вторым классом (желтым и синим), а обычные люди набивались в менее комфортабельные вагоны третьего класса (зеленые).

Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране: богатые развлекаются и не хотят ничего замечать вокруг себя, а бедным ничего не остается, как молчать и терпеть.

В качестве аллегорий некоторые авторы используют имена персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина есть Правдин и Простаков. У Грибоедова есть Молчалин и Скалозуб. И как только мы его видим, сразу понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

Чем аллегория отличается от метафоры

Внимательный читатель может задаться вопросом: чем отличается аллегория от метафоры? Ведь оба понятия подразумевают аллегорию.

Суть действительно та же: через яркие образы усилить смысл написанного. Вот только масштаб другой. Метафора – это, как правило, просто слово, очень метко предупреждающее о характере или свойстве.

Например, золотые руки, гробовая тишина, время выполнения. Но аллегория может принять форму законченного произведения. Оно богаче и глубже по смыслу. А иногда даже настолько сложным, что не все читатели смогут разобраться, в чем его смысл.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть