Что такое басня

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Казалось бы, что может быть проще этого? Басни И. А. Крылова мы стали читать за партой.

Все помнят рабочего муравья, незадачливую стрекозу, обезьяну, не знающую, куда девать очки, квартетных музыкантов, не снискавших мировой известности.

Обидно, что для многих «родство» с баснями на этом заканчивается: у жанра богатая история, древние традиции и огромный потенциал. Давайте проверим, все ли мы знаем об этом.

Что это такое — определение и особенности жанра

Басня — жанр дидактической литературы, малая форма эпоса (см статью о литературных жанрах).

Почему эпично? — ты спрашиваешь. «Мы привыкли учить басни наизусть, и пишут их обычно в стихах». Да, первые такие опыты были зафиксированы в «сплошном» прозаическом тексте. Позднее появились образцы, написанные гекзаметром.

Великий древнегреческий сказочник Эзоп оставил потомкам сообщения аллегорического характера (полные аллегорий и метафор), напоминающие образные притчи. Позже басенные тексты стали содержать рифму.

От многих других малых жанров басня отличается следующими особенностями:

  1. наличие морали в начале или конце пьесы;
  2. аллегорический смысл;
  3. отсутствие привязки к хронотопу (т.е к конкретному художественному времени и пространству).

В изображении человеческих пороков баснописец использует устоявшуюся систему персонажей-животных, каждому из которых присваивается то или иное качество:

Осел – упрямство,
Лиса — аллегория хитрости,
Заяц – трусость или слабость,
Волк — гнев
Свинья – грубость,
Стрекоза – легкомыслие
Муравей – трудолюбие,
орел — величие.

Нюансы не важны. Каждая черта характера обобщается и утрируется, благодаря чему рассказ о придуманных автором фактах имеет ярко выраженный нравоучительный посыл.

И хотя нам представляют животных, птиц и насекомых, мы всегда понимаем, что говорим о людях. Этот прием называется аллегорией.

Басня обычно состоит из двух частей:

  1. Повествование, что сближает его со сказкой.
  2. Поучительная, которая называется моралью (что такое мораль, читайте в отдельной статье). Он позволяет автору выразить собственное отношение к рассказанному в басне (донести до читателя авторскую мысль).

На заре рождения жанра басни

Первые басни были записаны в Древней Греции в V веке до нашей эры. Ее автор, уже упомянутый Эзоп, оставил, например, рассказ о лисе и винограде.

Иносказательное, доходящее до слуха избранных, было для баснописца единственным средством свободного выражения мысли.

С тех пор завуалированное повествование, намекающее на конкретных лиц, факты, события, стало называться «эзоповским языком».

В I веке до н э в Древнем Риме славу баснописца снискал поэт Гораций. К сожалению, его легендарное наследие представлено лишь несколькими сохранившимися экземплярами. А за порогом новой эры римлянин Федр стал не менее известным автором поучительных сочинений.

Один из древнейших памятников литературы, индийский эпос Панчатантра, датируемый III веком н.э. С., соткано из кратких и поучительных рассказов, связанных общей идеей и сюжетной канвой. Великое Пятикнижие индусов состоит из следующих томов:

  1. Потеря дружбы
  2. Найти друзей.
  3. Легенда о войне воронов и сов.
  4. Потеря нажитого.
  5. Безрассудные поступки.

Рэйвен и ее друзья проходят всевозможные испытания, совершают поступки, результаты которых не всегда оправдывают их ожидания. Панчатантра — живая энциклопедия человеческих обычаев, содержащая советы на все случаи жизни.

В произведении греческого поэта Гесиода «Труды и дни» есть фрагменты, по форме напоминающие басню. Притча о надменном соколе и одаренном соловье карает жестокость тиранов. Из уст сокола исходит нравоучение. Значение Гесиода как баснописца состоит в том, что он установил традиции социального преследования.

Басни нового времени

В эпоху классицизма в Европе возродился интерес к античным жанрам. Возникла потребность в создании сатирических и юмористических произведений, критикующих человеческие обычаи. (Литература классицизма считала своим долгом не развлекать, а воспитывать читателя!).

В XVII веке французский писатель Лафонтен возродил сюжеты басен Эзопа, наполнив их новым философско-психологическим содержанием. Лафонтена интересуют причины поведения персонажей, чувства героев, а не просто деление мира на черное и белое.

Басни Лафонтена кажутся несколько декоративными. Автор мастерски играет аллегориями, стараясь каждое произведение превратить в «умную игрушку».

В 18 веке немецкий писатель Лессинг снова переформулировал басню. В споре с Лафонтеном он стремится к максимальной сюжетной лаконичности, рациональности и конкретности. Его басни написаны прозой и по форме напоминают сказки (что это?).

Басня в русской литературе

В России жанр расцвел в конце 18 века. В произведениях А. Кантемира, А. Сумарокова и В. Тредиаковского есть произведения нравоучительного содержания, направленные против невежд (кто это?), дураков, лжецов, взяточников и прочих несовершенных существ этого мира.

Басни И. Хемницера гораздо ближе к языку XIX века. Поэт начинает использовать верлибр, делает строфу (какую?) короткой. Не случайно И. А. Крылов называл поэта своим «другом».

И. Дмитриев, претендовавший на звание «первого баснописца», обнаружил, что басни художественные, но не такие оригинальные и живые, как у самого известного русского баснописца Крылова.

Последний реформировал язык поэзии, вводя в оборот общеупотребительные слова (диалектизмы) и выражения, пословицы, пословицы, интонации разговорной речи. Сам А. С. Пушкин учился этой способности у Крылова.

Басня, которая, согласно «теории трех штилей» М. В. Ломоносова, считалась «низким» жанром, показала писательскому сообществу и читательскому сообществу, что оригинальное литературное произведение может быть блестяще построено на национальном материале.

Басни Крылова впитали в себя дух русского народа, ту стихию фольклора, из которой возник этот жанр.

Во второй половине 19 века поэтические формы уступили место крупным прозаическим жанрам: рассказам, романам, былинам. Писатели прибегали к басне эпизодически, как, например, Лев Толстой в период работы над «Азбукой» для крестьянских детей.

Но XX век, стремясь выковать новую советскую идеологию, требовал своего баснописца. На какое-то время им стал Демьян Бедный. Автором поучительных поэтических рассказов для детей был Сергей Михалков. Басенный канон современные поэты используют очень редко и, как правило, в пародийных целях.

Краткое резюме

Жаль, что приходится заканчивать статью на грустной ноте, но «мораль этой басни такова»: формы рождаются и умирают, сыграв подобающую им роль.

Правда, память о басне остается: она обогащает нашу речь крылатыми выражениями, точными афоризмами, а также утонченными образами, полными ласковой иронии.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть