Что такое каламбур

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Часто в адрес остроумного собеседника, который легко жонглирует словами, можно услышать: «он блестяще каламбурит».

Довольно странное слово для российского зрителя на первый взгляд кажется смешным. Однако с незапамятных времен каламбуры использовались не только для развлечения зрителей.

О том, что это за явление, откуда оно берется и чем характеризуется, читайте далее.

Каламбур — это…

Каламбур — языковой прием, основанный на игре слов по одному из двух основных принципов:

  1. Парономазия (употребление одних и тех же слов с разной коннотацией или смешение прямого и переносного значений).

    Например: Весной все расцветает: цветы, деревья, руки. (От фразеологизма «распускать руки»).

  2. Сходство по звучанию. Внешний вид звучания речевых единиц при быстром произношении одинаков, но смысл разный. Фразы этого типа существуют в виде отдельных кратких изречений в прозе или стихах.

    Например, в песне из мультфильма «Бременские музыканты» есть строчка Ю. Энтина: «Ой, рано встаёт охрана!», являющаяся образцом рифмованного каламбура.

Если объединить эти принципы, то получается, что беттер играет с омонимами (что это такое?): выбирая омографы, омофоны или омоформы. Игриво переставляйте акценты, меняйте нюансы значений, используйте шутливые скороговорки.

Примеры поэтических каламбуров

Отдельно можно поговорить о поэтических каламбурах. Слагать их помогает рифмовка с каламбурами, задающая тон всему стиху. Например, поэт Дмитрий Минаев предложил следующее развитие темы рифмы «Не вешай — невеста»:

Парни, не взвешивайте носы,
Приходит к своей девушке».

Детский поэт Рината Муха играл с омофонами «что я тот»:

«Мне кажется, я уже не тот», —
Снежинка зашептала, тая».

Эти примеры умещаются в две строки. Но есть поэты, которые таким образом сочиняют четверостишья, шесть строк, восемь строк и даже завершают стихотворения из 12 и более строк.

Портрет твоей милой на-ки, Лены, —
— сказал он, падая на колени. —
Я нарисовал это кровью
Когда он болел стенокардией.
В твоих руках букет мяты,
Цветы, однако, все морщинистые

Медведь нес, идя на базар,
Продам банку мёда.
Вдруг в медведя — вот и нападение —
Осы решили напасть!
Медвежонок с армией тополей
Он боролся с вырванным с корнем тополем.
Не мог ли он впасть в ярость,
Если осы залезли в рот,
Зуд в любом месте
Они за это получили.

Каламбурная гетерограмма

Нелегко придумать новую игру слов.

Среди всех возможных комбинаций действительно реальной считается техника, когда имеет место полное совпадение букв всех слов, а за счет правильной расстановки пробелов можно получить разные значения. Она называется гетерограммой.

Умная гетерограмма приписывается Пушкину. Однажды, находясь в ненавистном и унизительном положении камер-юнкера, поэт явился с докладом в дом важного лица.

Значимая особа не соизволила подняться с дивана и выслушала доклад, сладко зевая. Такое поведение возмутило Пушкина. Кроме того, поэту было приказано выступить под влиянием момента. Ни секунды не колеблясь, он сказал сквозь зубы:

«Дети на полу, умный на диване».

Поначалу значительная личность не нашла в импровизации ничего оригинального, но замысел Пушкина в конце концов развалился. Когда ведущий понял, что строка может быть прочитана как:

«Умный средний ребенок лежит на диване»,

Умного камердинера моментально вышвырнули за дверь.

Есть еще много хитрых гетерограмм:

Не обедай
стать бедным!

Спать или
сумасшедший?

Бесполезный…
бесполезный.

Я с ней
яснее!

Достаточно
достаточно?

Отвали
Отвали!

Спасибо,
Спасибо!

Замороженная Зая,
замораживание.

Ослабленный —
осел бы съел!

Происхождение термина каламбур

Слово происходит от фр calembour, а вот откуда произошло название этого французского литературного приема, можно только догадываться. Есть как минимум 4 версии.

  1. Название роду дал в средние века аббат фон Тебен из немецкого города Калау. Настоятель сочинял эпиграммы, эпитафии и шуточные поздравления, адресованные разным людям, широко используя приемы словесного общения.
  2. Остроумный автор афоризмов и банальных острот, граф Каленберг (по некоторым сведениям, Каленберг) Вестфальский «поделился» своим именем с игрой слов.
  3. Внушает доверие версия об итальянском происхождении термина, происходящего от сочетания «calamo burlare» — «шутить пером».
  4. Они также упоминают каламбурное дерево, которое использовал в одном из своих забавных сочинений французский аббат Шенье.

    Это дерево настолько удивило и позабавило зрителей неожиданностью своего появления, что стало синонимом и долгое время воспринималось как синоним чего-то крайне нелепого. Между тем такое дерево действительно существовало. (Его смолы были привезены из Индии и использовались в лечебных целях).

Из истории жанра

Интересно, что каламбур не является изобретением современности, склонной к играм и шуткам. На заре времен в первобытных обществах существовала так называемая мистическая игра слов. Конечно, это не так называлось. Такое определение жанру дали фольклористы еще в конце ХХ века.

Это были первые заговоры, примитивные молитвы, призванные подчинить себе предметы окружающего мира, заручиться поддержкой природной стихии. Изучая сохранившиеся тексты призывов к дождю, просьб о богатом урожае и прочего, ученые отметили, что важнейшую роль в их создании сыграла фонетическая единица.

Слова были собраны в звукоряд по принципу музыкального подобия. Как мы сейчас сказали бы, использовались ассонансы и аллитерации.

В средневековой практике каламбуры стали использоваться как особый шифр. Все бормотания чародеев, которые попадутся вам в романах о Средневековье, напоминают звуковую плотность и смысловую связь каламбуров.

В эпоху Просвещения происходит так называемое осквернение жанра. К нему стали относиться крайне рационально. Древние заклинания обесценились и превратились в обычные абракадабры, годные разве что для детских игр.

Может быть, вы еще помните садовую игру со странным стишком:

«Арам ши мшим, арам ши мшим.
Арамия дульсия (gusia/musia)
Покажите мне
Раз два три! Это будешь ты!»

Вариантом его слов стала знаменитая песня «Арам зам, депутат». В одном из изданий «Фауста» Гёте текст с похожим звучанием произносят ведьмы на Лысой горе, собравшиеся в магический круг.

Еще одно упоминание об «арам шим шима» встречается в древнерусском сборникнике (так назывались первые сходства в современных энциклопедиях на Руси) «Измарагд» в упоминании колдовских игр. Так что каламбуры имеют глубокие корни.

В России традиция каламбуров распространилась в конце 18-19 вв. Он стал символом писательского мастерства и сразу же украсил собой два главных просветительских жанра того времени: оду и сатиру. Г. Р. Державин обыгрывал имена великих участников Отечественной войны 1812 года, Бонапарта и Багратиона:

«Наполеон — он в поле»

Багратион — бог армии».

На протяжении всего XIX века каламбуры существовали как юмористический жанр, пока не были реабилитированы русским реформатором рифмовки В. В. Маяковским.

Лет до ста
Мы не стареем

Слава, молот и стих,
Страна молодости.

Каламбур преобразовал поэтическую лексику ХХ века, став стилеобразующей единицей в лирике вполне серьезных поэтов: Б. Пастернака, Н. Гумилева, Д. Самойлова, Н. Глазкова — современных палиндромистов.

Поэт говорит издалека
Поэт — далеко начинается речь.

Неудачный каламбур: примеры

Каламбуры не всегда становятся украшением письменного текста или устной речи. Есть любители литературы, собирающие в классических произведениях неудачные звукосочетания.

Случаи так называемой авторской глухоты встречаются даже среди великих. Например, знаменитое «Вы слышали?» из Пушкина («Слышали ли вы львов?») или трагическую строчку Лермонтова:

«Я застыл со свинцом в груди».

Но можно вместо «Со свинцом» послушать «Со свинцом» и добавить, что тогда лучше в живот, а не в грудь.

Каламбур — изящная, но иногда опасная игрушка.

С ним нужно обращаться осторожно, иначе игрока постигнет участь темно-фиолетового рыцаря из «Мастера и Маргариты», который должен «шутить немного больше и больше, чем я рассчитывал» из-за одного каламбура, который он произнес о свете темное, что, по словам Булгаковского Воланда, «было не очень хорошо».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть