Что такое каламбур
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Часто в адрес остроумного собеседника, который легко жонглирует словами, можно услышать: «он блестяще каламбурит».
Довольно странное слово для российского зрителя на первый взгляд кажется смешным. Однако с незапамятных времен каламбуры использовались не только для развлечения зрителей.
О том, что это за явление, откуда оно берется и чем характеризуется, читайте далее.
Каламбур — это…
Каламбур — языковой прием, основанный на игре слов по одному из двух основных принципов:
- Парономазия (употребление одних и тех же слов с разной коннотацией или смешение прямого и переносного значений).
Например: Весной все расцветает: цветы, деревья, руки. (От фразеологизма «распускать руки»).
- Сходство по звучанию. Внешний вид звучания речевых единиц при быстром произношении одинаков, но смысл разный. Фразы этого типа существуют в виде отдельных кратких изречений в прозе или стихах.
Например, в песне из мультфильма «Бременские музыканты» есть строчка Ю. Энтина: «Ой, рано встаёт охрана!», являющаяся образцом рифмованного каламбура.
Если объединить эти принципы, то получается, что беттер играет с омонимами (что это такое?): выбирая омографы, омофоны или омоформы. Игриво переставляйте акценты, меняйте нюансы значений, используйте шутливые скороговорки.
Примеры поэтических каламбуров
Отдельно можно поговорить о поэтических каламбурах. Слагать их помогает рифмовка с каламбурами, задающая тон всему стиху. Например, поэт Дмитрий Минаев предложил следующее развитие темы рифмы «Не вешай — невеста»:
Парни, не взвешивайте носы,
Приходит к своей девушке».
Детский поэт Рината Муха играл с омофонами «что я тот»:
«Мне кажется, я уже не тот», —
Снежинка зашептала, тая».
Эти примеры умещаются в две строки. Но есть поэты, которые таким образом сочиняют четверостишья, шесть строк, восемь строк и даже завершают стихотворения из 12 и более строк.
Портрет твоей милой на-ки, Лены, —
— сказал он, падая на колени. —
Я нарисовал это кровью
Когда он болел стенокардией.
В твоих руках букет мяты,
Цветы, однако, все морщинистые
Медведь нес, идя на базар,
Продам банку мёда.
Вдруг в медведя — вот и нападение —
Осы решили напасть!
Медвежонок с армией тополей
Он боролся с вырванным с корнем тополем.
Не мог ли он впасть в ярость,
Если осы залезли в рот,
Зуд в любом месте
Они за это получили.
Каламбурная гетерограмма
Нелегко придумать новую игру слов.
Среди всех возможных комбинаций действительно реальной считается техника, когда имеет место полное совпадение букв всех слов, а за счет правильной расстановки пробелов можно получить разные значения. Она называется гетерограммой.
Умная гетерограмма приписывается Пушкину. Однажды, находясь в ненавистном и унизительном положении камер-юнкера, поэт явился с докладом в дом важного лица.
Значимая особа не соизволила подняться с дивана и выслушала доклад, сладко зевая. Такое поведение возмутило Пушкина. Кроме того, поэту было приказано выступить под влиянием момента. Ни секунды не колеблясь, он сказал сквозь зубы:
«Дети на полу, умный на диване».
Поначалу значительная личность не нашла в импровизации ничего оригинального, но замысел Пушкина в конце концов развалился. Когда ведущий понял, что строка может быть прочитана как:
«Умный средний ребенок лежит на диване»,
Умного камердинера моментально вышвырнули за дверь.
Есть еще много хитрых гетерограмм:
Не обедай
стать бедным!
Спать или
сумасшедший?
Бесполезный…
бесполезный.
Я с ней
яснее!
Достаточно
достаточно?
Отвали
Отвали!
Спасибо,
Спасибо!
Замороженная Зая,
замораживание.
Ослабленный —
осел бы съел!
Происхождение термина каламбур
Слово происходит от фр calembour, а вот откуда произошло название этого французского литературного приема, можно только догадываться. Есть как минимум 4 версии.
- Название роду дал в средние века аббат фон Тебен из немецкого города Калау. Настоятель сочинял эпиграммы, эпитафии и шуточные поздравления, адресованные разным людям, широко используя приемы словесного общения.
- Остроумный автор афоризмов и банальных острот, граф Каленберг (по некоторым сведениям, Каленберг) Вестфальский «поделился» своим именем с игрой слов.
- Внушает доверие версия об итальянском происхождении термина, происходящего от сочетания «calamo burlare» — «шутить пером».
- Они также упоминают каламбурное дерево, которое использовал в одном из своих забавных сочинений французский аббат Шенье.
Это дерево настолько удивило и позабавило зрителей неожиданностью своего появления, что стало синонимом и долгое время воспринималось как синоним чего-то крайне нелепого. Между тем такое дерево действительно существовало. (Его смолы были привезены из Индии и использовались в лечебных целях).
Из истории жанра
Интересно, что каламбур не является изобретением современности, склонной к играм и шуткам. На заре времен в первобытных обществах существовала так называемая мистическая игра слов. Конечно, это не так называлось. Такое определение жанру дали фольклористы еще в конце ХХ века.
Это были первые заговоры, примитивные молитвы, призванные подчинить себе предметы окружающего мира, заручиться поддержкой природной стихии. Изучая сохранившиеся тексты призывов к дождю, просьб о богатом урожае и прочего, ученые отметили, что важнейшую роль в их создании сыграла фонетическая единица.
Слова были собраны в звукоряд по принципу музыкального подобия. Как мы сейчас сказали бы, использовались ассонансы и аллитерации.
В средневековой практике каламбуры стали использоваться как особый шифр. Все бормотания чародеев, которые попадутся вам в романах о Средневековье, напоминают звуковую плотность и смысловую связь каламбуров.
В эпоху Просвещения происходит так называемое осквернение жанра. К нему стали относиться крайне рационально. Древние заклинания обесценились и превратились в обычные абракадабры, годные разве что для детских игр.
Может быть, вы еще помните садовую игру со странным стишком:
«Арам ши мшим, арам ши мшим.
Арамия дульсия (gusia/musia)
Покажите мне
Раз два три! Это будешь ты!»
Вариантом его слов стала знаменитая песня «Арам зам, депутат». В одном из изданий «Фауста» Гёте текст с похожим звучанием произносят ведьмы на Лысой горе, собравшиеся в магический круг.
Еще одно упоминание об «арам шим шима» встречается в древнерусском сборникнике (так назывались первые сходства в современных энциклопедиях на Руси) «Измарагд» в упоминании колдовских игр. Так что каламбуры имеют глубокие корни.
В России традиция каламбуров распространилась в конце 18-19 вв. Он стал символом писательского мастерства и сразу же украсил собой два главных просветительских жанра того времени: оду и сатиру. Г. Р. Державин обыгрывал имена великих участников Отечественной войны 1812 года, Бонапарта и Багратиона:
«Наполеон — он в поле»
Багратион — бог армии».
На протяжении всего XIX века каламбуры существовали как юмористический жанр, пока не были реабилитированы русским реформатором рифмовки В. В. Маяковским.
Лет до ста
Мы не стареем
…
Слава, молот и стих,
Страна молодости.
Каламбур преобразовал поэтическую лексику ХХ века, став стилеобразующей единицей в лирике вполне серьезных поэтов: Б. Пастернака, Н. Гумилева, Д. Самойлова, Н. Глазкова — современных палиндромистов.
Поэт говорит издалека
Поэт — далеко начинается речь.
Неудачный каламбур: примеры
Каламбуры не всегда становятся украшением письменного текста или устной речи. Есть любители литературы, собирающие в классических произведениях неудачные звукосочетания.
Случаи так называемой авторской глухоты встречаются даже среди великих. Например, знаменитое «Вы слышали?» из Пушкина («Слышали ли вы львов?») или трагическую строчку Лермонтова:
«Я застыл со свинцом в груди».
Но можно вместо «Со свинцом» послушать «Со свинцом» и добавить, что тогда лучше в живот, а не в грудь.
Каламбур — изящная, но иногда опасная игрушка.
С ним нужно обращаться осторожно, иначе игрока постигнет участь темно-фиолетового рыцаря из «Мастера и Маргариты», который должен «шутить немного больше и больше, чем я рассчитывал» из-за одного каламбура, который он произнес о свете темное, что, по словам Булгаковского Воланда, «было не очень хорошо».