Что такое синтаксис — предмет изучения этого раздела грамматики, основные понятия и средства

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Синтаксис — один из крупнейших разделов классической лингвистики.

Структурированный и подробный, он изучается ближе к концу средней школы, сразу после морфологии.

Однако внимание к ее основному объекту, предложению, начинает обращать гораздо раньше. Фразы (что это такое?), члены предложений, их структура, построение текста — все это рассматривается именно в рамках синтаксиса.

Синтаксис — это…

Слово «синтаксис» имеет древнегреческое происхождение. На языке оригинала это пишется так: σύν-ταξις. Дословно лексема переводится как «состав», «порядок», «сочетание».

Такая трактовка позволила использовать этот термин не только лингвистам, но и представителям других областей: семиотики, логики и программирования. Однако именно его лингвистическая интерпретация наиболее известна массам.

Так, по мнению академика А. А. Шахматова, в науке о языке:

Синтаксис — это раздел грамматики, изучающий, как слова и словоформы могут объединяться в словосочетания и предложения, а предложения — в сложные предложения. А также: сами словосочетания и предложения, их виды, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия.

Если на уровне начальной школы, то:

Но этот термин применим не только к самому разделу грамматики, но и к предмету его изучения. В этом смысле

Синтаксис — это синтаксическая структура языка, выраженная в ряде шаблонов, необходимых для построения синтаксических единиц: словосочетаний, предложений, текста.

В этом случае можно говорить о синтаксисе того или иного языка: русского, английского, немецкого…

Предмет изучения и основные единицы синтаксиса

Исходя из определения синтаксиса, можно легко выделить его предмет, который условно делится на две составляющие:

  1. правила соединения слов и словоформ;
  2. языковые единицы, в структуре которых эти правила реализованы.

Эти единицы называются синтаксическими единицами. В их список разные ученые включают разное количество компонентов.

Традиционно выделяют две единицы: словосочетание и простое предложение. Такую теорию поддерживали многие видные ученые прошлого, например В. В. Виноградов.

Однако на сегодняшний день список синтаксических единиц выглядит следующим образом:

  1. приговор,
  2. простое предложение (что это?),
  3. сложное предложение.

В рамках изучения синтаксиса также принято рассматривать единицы сверхфразы (в школе их можно назвать сложным синтаксическим целым) и иногда тексты. Этот подход показан в этом фрагменте презентации:

Однако эти единицы нельзя назвать синтаксическими, так как они не проявляют свои основные свойства на уровне данной языковой системы.

Аспекты синтаксиса

Вышеуказанные единицы сложны и многогранны по структуре и смыслу. Поэтому даже в рамках раздела они требуют разностороннего изучения. В связи с этим в рамках современной лингвистики синтаксис представлен в трех аспектах:

  1. Грамматика. Наиболее известен широкому кругу людей, так как именно этот синтаксис является традиционным. Она изучается в школе, была первой и долгое время господствовала в академической науке.

    В грамматическом аспекте языковые единицы рассматриваются как определенные конструкции, «сочетания», соотносимые внутри определенной системы.

    В рамках грамматического синтаксиса представлен ряд моделей схем, которые могут иметь различное семантическое воплощение в языке.

    Например, по схеме «N1 (существительное в N падеже) Vf (глагол в личной форме)» можно подставить что-то вроде «Девушка идет», «Я бегу», «Идет снег».

  2. Семантический синтаксис. Научный интерес возник гораздо позже традиционного: первые работы были написаны в конце 19-20 вв. Глубокие произведения вышли только в середине прошлого века.

    С точки зрения семантики (что это такое?) одно и то же предложение изучается как отражение ситуации, как вербализация, как описание фрагмента действительности.

    Покажем разницу между аспектами на примере. Рассмотрим три предложения: «Идет снег», «Снег», «Снежно». Грамматически они соответствуют разным схемам, но семантически (по смыслу) все говорят по существу одно и то же (возможно, с незначительными деталями толкования).

    Также о той же погоде может говорить даже периферийная часть предложения: «Из-за снега я остался дома». То есть семантически все эти синтаксические единицы/части являются синонимами. Эти их «значения» также называются предложениями.

  3. Коммуникативный синтаксис. Окончательный в лингвистическом рассмотрении. Со временем ученые окончательно пришли к выводу, что несправедливо рассматривать единицу как просто сухую конструкцию, возведенную в формулу, или просто суждение.

    Предложения не генерируются абстрактным умом: они создаются в живой речи и используются для передачи информации о конкретной ситуации с какой-либо целью (да, мы можем найти неситуативный пример, но это вторично).

    Таким образом, синтаксические единицы становятся своеобразными «кирпичиками» коммуникации.

    Поясним этот момент ясно. Одно и то же предложение «Идет снег», имея одни и те же предложения и грамматические конструкции, может коммуникативно приобретать разные характеристики:

    1. Идет снег. — указать ситуацию.
    2. Идет снег. — диктор подчеркивает, что снег продолжает идти.
    3. Идет снег? — Задайте вопрос.

    Это коммуникативное различие выражается только в интонации.

Несмотря на определенную субъективность коммуникативного аспекта, именно его необходимо признать лидером. Ведь мы используем синтаксические единицы в речи, используем их для нашего реального повседневного общения.

И если науку больше интересует учение о формальных схемах и положениях, то коммуникативная сторона все время максимально затрагивает каждого индивидуума.

Заключение

Итак, сегодня мы увидели, что такое синтаксис, поговорили о его теме, единицах и ключевых аспектах. Вы можете узнать больше об этом замечательном языковом разделе из видео:

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть