Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Вы уверены, что не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или УМНЫЙ КАК ЛИСА?! Такие словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических средств, которое называется сравнением.
Чаще всего это можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно улучшает картинку.
Ведь согласитесь, одно дело прийти домой и сказать «Хочу есть», и совсем другое «ГОЛОДЕН КАК ВОЛК!». Второй вариант сильнее, а главное, все сразу понимают, что ни на секунду выбрасывать ужин не стоит.
Что такое сравнение
Сравнение – это визуальный прием, при котором сравниваются два объекта (действия или явления) с целью усиления характеристики одного из них. Кроме того, в отличие от метафор, в сравнениях всегда упоминаются две вещи: что сравнивается и с чем сравнивается.
Примеры сравнения:
Города горят, у них нет защиты.
Сыновья страны побеждены врагом,
И БЛЕСТЯ, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, он пугает глаз.
В этом четверостишии Михаил Лермонтов сравнивает свет огня с небесным светилом, акцентируя внимание, таким образом, на его яркости.
Другой пример из литературы (поэзии):
Безумные годы исчезли FUN
МНЕ ТЯЖЕЛО, КАК ДРУГОЙ ПРОХОД.
Но, КАК ВИНО, БОЛЬ минувших дней
В душе чем старше, тем сильнее.
А это Пушкин Александр Сергеевич. В этом четверостишии у него сразу два сравнения, и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).
Прежде всего, по фразе «веселье — похмелье» мы понимаем, что радость ушла в прошлое, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печали-вина» создает ощущение безысходности.
Способы создания сравнений на примерах
Существует несколько основных способов создания сравнений:
- с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «будто», «что/почему», «точно»;
- с помощью существительных в творительном падеже;
- использовать прилагательное или наречие в сравнительной форме;
- используя слова «подобный» и «похожий».
А теперь приведем примеры для каждого из видов сравнений.
Сравнительные предлоги
- Он бежал быстрее лошади. (Пушкин)
- На Красной площади, словно сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
- Молния в небе не только сверкнула, но и затрепетала, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
- И стоят за дубовыми сетками, КАК нечисть лесная, пеньковая. (Есенин)
- Здесь каждый народ так любим, ИМЕННО в нем красота всей Вселенной. (Яшин)
Существительные в творительном падеже
- Со старой срубленной березы градом сыпались прощальные слезы. (Некрасов)
- Птицы с FAIRY VISION поднялись с поверхности воды. (Алексеев)
- Луна скользит, как блин на сметане. (Пастернак)
- Чистое узорчатое ПОЛОТЕНЦЕ свешивает радугу с берез. (Рубцов)
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
- Нет зверя сильнее кошки. (Крылов)
- Эти глаза ЗЕЛЕЕ моря, а наши кипарисы ТЕМНЕЕ (Ахматова)
- Глаза девушки ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
- СВЕТЛЕЕ тронного зала солнца (Цветаева)
Слова «похожий» и подобный»
- Родина ПОДОБНА огромному дереву, у которого листьев не счесть. (Песков)
- Твои глаза КАК глаза настороженной кошки. (Ахматова)
Примеры развернутых сравнений
Иногда писатели и поэты используют для сравнения не одно или два слова, а целые предложения. Это позволяет создать очень яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.
Вот один из ярких примеров: стихотворение «Голос в телефоне» Константина Заболоцкого».
Я раньше был звонким, ИМЕННО ПТИЦЕЙ,
КАК ВЕСНА, она текла и звучала,
Просто налей все это в свечение
Я хотел использовать стальную проволоку.
А потом, КАК ЕЩЕ ОДИН РЫДОК,
КАК ПРОЩАТЬСЯ с радостью души,
Он начал звучать полным сожаления,
И исчез в неведомой пустыне.
В самом стихотворении нет сравниваемой темы. Он скрыт в названии. И все четверостишия — это сильные сравнения в сочетании с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает былую любовь. Ведь именно о ней, как нетрудно догадаться, идет речь.
Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.
АЯКС накинулся на ВРАГОВ, КАК ГОЛОДНЫЙ ЛЕВ, на пастуха ОВЕЦЫ заблудшие и сбившиеся в кучу и испуганные, оставленные беззащитными, беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способные лишь робко стонать и отшатываться от страха перед кровожадностью льва и убийства, которое захватывает хищника как безумие, усиливаясь, когда он чувствует ужас проклятых…
Здесь есть два сравнения. Один «Аякс — лев», а другой даже оказался двойным «враги — овцы — дети». Также имейте в виду, что основные слова звучат только в начале, а все остальное и довольно большая часть текста посвящена сравнению. И это очень поэтично описывает характер сражения.
Примеры устойчивых сравнений
А теперь я хотел бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. О трех из них мы уже упоминали, вот еще несколько:
- Глаза как бездонное озеро;
- Красный, как лобстер;
- Сладкий как мед;
- Как слон в посудной лавке;
- Застыл как памятник;
- Крутится/крутится как белка на колесе;
- Беги как огонь;
- Похоже на барана на новой двери.
И еще несколько примеров:
Кстати, такие устоявшиеся выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это следующий шаг после сравнений. Но об этом вы можете прочитать в другой статье на нашем сайте.