Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Вы уверены, что не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или УМНЫЙ КАК ЛИСА?! Такие словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических средств, которое называется сравнением.

Чаще всего это можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно улучшает картинку.

Ведь согласитесь, одно дело прийти домой и сказать «Хочу есть», и совсем другое «ГОЛОДЕН КАК ВОЛК!». Второй вариант сильнее, а главное, все сразу понимают, что ни на секунду выбрасывать ужин не стоит.

Что такое сравнение

Сравнение – это визуальный прием, при котором сравниваются два объекта (действия или явления) с целью усиления характеристики одного из них. Кроме того, в отличие от метафор, в сравнениях всегда упоминаются две вещи: что сравнивается и с чем сравнивается.

Примеры сравнения:

Города горят, у них нет защиты.
Сыновья страны побеждены врагом,
И БЛЕСТЯ, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, он пугает глаз.

В этом четверостишии Михаил Лермонтов сравнивает свет огня с небесным светилом, акцентируя внимание, таким образом, на его яркости.

Другой пример из литературы (поэзии):

Безумные годы исчезли FUN
МНЕ ТЯЖЕЛО, КАК ДРУГОЙ ПРОХОД.
Но, КАК ВИНО, БОЛЬ минувших дней
В душе чем старше, тем сильнее.

А это Пушкин Александр Сергеевич. В этом четверостишии у него сразу два сравнения, и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).

Прежде всего, по фразе «веселье — похмелье» мы понимаем, что радость ушла в прошлое, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печали-вина» создает ощущение безысходности.

Способы создания сравнений на примерах

Существует несколько основных способов создания сравнений:

  1. с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «будто», «что/почему», «точно»;
  2. с помощью существительных в творительном падеже;
  3. использовать прилагательное или наречие в сравнительной форме;
  4. используя слова «подобный» и «похожий».

А теперь приведем примеры для каждого из видов сравнений.

Сравнительные предлоги

  1. Он бежал быстрее лошади. (Пушкин)
  2. На Красной площади, словно сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
  3. Молния в небе не только сверкнула, но и затрепетала, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
  4. И стоят за дубовыми сетками, КАК нечисть лесная, пеньковая. (Есенин)
  5. Здесь каждый народ так любим, ИМЕННО в нем красота всей Вселенной. (Яшин)

Существительные в творительном падеже

  1. Со старой срубленной березы градом сыпались прощальные слезы. (Некрасов)
  2. Птицы с FAIRY VISION поднялись с поверхности воды. (Алексеев)
  3. Луна скользит, как блин на сметане. (Пастернак)
  4. Чистое узорчатое ПОЛОТЕНЦЕ свешивает радугу с берез. (Рубцов)

Прилагательные и наречия в сравнительной форме

  1. Нет зверя сильнее кошки. (Крылов)
  2. Эти глаза ЗЕЛЕЕ моря, а наши кипарисы ТЕМНЕЕ (Ахматова)
  3. Глаза девушки ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
  4. СВЕТЛЕЕ тронного зала солнца (Цветаева)

Слова «похожий» и подобный»

  1. Родина ПОДОБНА огромному дереву, у которого листьев не счесть. (Песков)
  2. Твои глаза КАК глаза настороженной кошки. (Ахматова)

Примеры развернутых сравнений

Иногда писатели и поэты используют для сравнения не одно или два слова, а целые предложения. Это позволяет создать очень яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.

Вот один из ярких примеров: стихотворение «Голос в телефоне» Константина Заболоцкого».

Я раньше был звонким, ИМЕННО ПТИЦЕЙ,
КАК ВЕСНА, она текла и звучала,
Просто налей все это в свечение
Я хотел использовать стальную проволоку.
А потом, КАК ЕЩЕ ОДИН РЫДОК,
КАК ПРОЩАТЬСЯ с радостью души,
Он начал звучать полным сожаления,
И исчез в неведомой пустыне.

В самом стихотворении нет сравниваемой темы. Он скрыт в названии. И все четверостишия — это сильные сравнения в сочетании с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает былую любовь. Ведь именно о ней, как нетрудно догадаться, идет речь.

Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.

АЯКС накинулся на ВРАГОВ, КАК ГОЛОДНЫЙ ЛЕВ, на пастуха ОВЕЦЫ заблудшие и сбившиеся в кучу и испуганные, оставленные беззащитными, беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способные лишь робко стонать и отшатываться от страха перед кровожадностью льва и убийства, которое захватывает хищника как безумие, усиливаясь, когда он чувствует ужас проклятых…

Здесь есть два сравнения. Один «Аякс — лев», а другой даже оказался двойным «враги — овцы — дети». Также имейте в виду, что основные слова звучат только в начале, а все остальное и довольно большая часть текста посвящена сравнению. И это очень поэтично описывает характер сражения.

Примеры устойчивых сравнений

А теперь я хотел бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. О трех из них мы уже упоминали, вот еще несколько:

  1. Глаза как бездонное озеро;
  2. Красный, как лобстер;
  3. Сладкий как мед;
  4. Как слон в посудной лавке;
  5. Застыл как памятник;
  6. Крутится/крутится как белка на колесе;
  7. Беги как огонь;
  8. Похоже на барана на новой двери.

И еще несколько примеров:

Кстати, такие устоявшиеся выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это следующий шаг после сравнений. Но об этом вы можете прочитать в другой статье на нашем сайте.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть