Март
2014
На орбитеЛовись, рыбка, большая и маленькая6
ЭкстримТипи, который построил экипаж10
ЭкспериментыКогда на МКС заколосится ячмень? ...»14
ЛидерыФормула качества20
ДинастияЧетыре века Катаевых26
СколковоКвадрокоптер заказывали?30
Вернисаж«Космонавтом быть хочу!»44
МузейКлио меняет прописку ...»48
Технологии«Звездная» люлька54
Особое мнениеНапечатанный космопорт: фантастика или реальность?58
НепознанноеВселенная: шар, плоскость или дудка?62
Главная/Архив журнала

Архив журнала

Клио меняет прописку

Особенности ракетно-космической отрасли таковы, что представить широкой общественности свидетельства многочисленных триумфов отечественной космонавтики мы не можем — ведь, как правило, драгоценные раритеты хранятся на территории предприятий, а режим секретности еще никто не отменял. Как же быть? В самарском ОАО «Кузнецов» решили создать современный музейный комплекс за пределами завода. Велика ли дистанция от решения до его реализации?

Дмитрий Попов

ЧТО ИМЕЕМ? КАК ХРАНИМ?


Особенности ракетно-космической отрасли таковы, что представить широкой общественности свидетельства многочисленных триумфов отечественной космонавтики мы не можем?— ведь, как правило, драгоценные раритеты хранятся на территории предприятий, а режим секретности еще никто не отменял. Как же быть? В самарском ОАО «Кузнецов» решили создать современный музейный комплекс за пределами завода. Уже подыскивается площадка, обсуждается проект нового музейного здания. Когда все, как говорится, срастется?— любой желающий сможет увидеть уникальные образцы техники: лучшие творения русской инженерной мысли в области авиации и ракетных двигателей. А желающих, полагают на предприятии, будет немало.
Чем сегодня располагают хранители истории «Кузнецова»? Одна из площадок музея находится в поселке Управленческий, что в пригороде Самары. Неприметное здание из стекла и бетона на окраине поселка, скромная проходная, контрольный турникет, и вот перед нами кирпичные постройки, закрытые наглухо двери ангаров. Мы проходим вместе с директором музея Верой Данильченко в один из кабинетов административного корпуса. Нас встречают старинные экспонаты?— винтовые двигатели первых российских самолетов, а также макеты и стенды, посвященные истории знаменитого предприятия. Рядом газотурбинные двигатели и несколько модификаций знаменитого ракетного двигателя марки НК. За стеклом парадный мундир генерал-лейтенанта?— инженера, дважды Героя Социалистического Труда, академика РАН Николая Дмитриевича Кузнецова. Основателя предприятия и генерального конструктора двигателей летательных аппаратов.
— Исторически сложилось так, что корпуса большого завода строились в разное время и в разных частях Самары. Производство изначально было закрытым, поскольку выполняло исключительно военные заказы. Тогда, в конце 1940-х годов, о создании музея даже не задумывались?— просто было не до этого,?— рассказывает Вера Данильченко.

 

 

ОТ «ГНОМА» ДО «ЛЕТАЮЩИХ» ТАНКОВ


Современный «Кузнецов» ведет свою историю с московского завода «Гном», образованного в 1912 году для сборки поршневых авиационных моторов и ставшего фактически первым отечественным специализированным авиа­двигателестроительным предприятием.
В 1924 году произошло объединение нескольких заводов из Москвы и Риги в завод № 4 имени Михаила Фрунзе. Затем еще раз произошло объединение в завод № 24 имени Фрунзе.
В это время будущий генеральный конструктор учился в подмосковной школе и, как все мальчишки того времени, увлекался авиацией. Николай Кузнецов предложил сверстникам самостоятельно собрать аэросани. Мальчишки буквально загорелись идеей, а спустя время уже мчались на санях на первых испытаниях своего детища. Тогда Коля и решил поступать на моторостроительное отделение авиационного техникума.
А затем и поступил на моторостроительный завод № 24.
В октябре 1941 года 24-й завод был эвакуирован в Куйбышев, где занимался выпуском двигателей АМ-38Ф для двухместного штурмовика Ил-2, а затем и штурмовика нового поколения Ил-10.
Тех самых легендарных «илов», которые фашисты окрестили «Черная смерть» или «Летающий танк». Советский штурмовик Ил-2 по своим тактико-техническим и боевым характеристикам заметно превосходил зарубежные аналоги.
Первый образец Ил-2 был создан еще в 1939 году и уже дорабатывался с учетом следующего десятилетия. Конструкторские и инженерные решения, реализованные в боевом самолете, опередили свое время. Даже «хваленые» немецкие новинки последнего года войны?— истребители Ме-262 и Не-162 с турбореактивными двигателями?— уступали русским образцам в маневренности и техническом обслуживании. А «иловский» двигатель АМ-38Ф и сегодня можно увидеть на площадке музея предприятия.
А в апреле 1946 года в поселке Управленческий был образован Государственный союзный опытный завод № 2 министерства авиационной промышленности «по разработке и производству опытных реактивных двигателей». Здесь были заложены основы для разработки газотурбинных и жидкостных реактивных двигателей. Именно в Куйбышеве создается крупный научно-исследовательский центр по разработке и серийному производству жидкостных ракетных двигателей и другой продукции.
На стендах, посвященных началу космической эры, мы видим несколько черно-белых снимков тех лет. Вот люди в белых халатах собирают турбореактивный двигатель ВК-1, на другом снимке?— обработка картера компрессора двигателя НК-12МВ. А вот и фотография знаменитого испытательного стенда в поселке Прибрежный?— первое огневое испытание ракетного двигателя РД-107. Сегодня многие новинки тех лет?— в числе экспонатов музея.
Для человека несведущего посеребренный набор цилиндров и конусов, сложные хитросплетения трубок выглядят как фантастический гость из других миров. Что ж, наверное, это правильно, потому что инженерная мысль находится за гранью земной реальности. Но главное, что воплощенная в металле человеческая мысль работает и действительно отправляется в далекие, неизведанные миры.

 

 

ГАНС СЛУШАЛ, ОТКРЫВ РОТ
 

Ракетная тематика начинает активно развиваться в Самаре в середине 1950?х годов, когда Николай Дмитриевич Кузнецов уже был назначен главным конструктором в ОКБ завода № 24. Задача?— серийный выпуск жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) в рамках советской программы освоения космического пространства. Те самые двигатели для знаменитой королёвской «семерки»?— ракеты Р-7, что вывела в космос Юрия Гагарина.
Забегая вперед, расскажем о пред­ыс­тории вопроса. В лихие 1990-е в либеральной прессе некоторые псевдо­ученые стали переписывать, а нередко и очернять достижения советского общества. И получилось у них, что Кузнецов лишь доработал немецкие изделия, вывезенные из побежденной Германии в Советский Союз после войны. А дело было по-другому. На заводе действительно работали немецкие специалисты?— около 700 из известных фирм «Юнкерс», BMW, «Аскания». Но работали они с прохладцей и особого рвения не проявляли. А когда перед ОКБ поставили задачу создать новый двигатель, многие из них оказались не в состоянии решать принципиально новые конструкторские задачи.
Немецкие специалисты получали хорошую зарплату?— почти в 2 раза превышающую оплату труда советских инженеров. И вот идет первое заседание научно-технического совета, организованного по инициативе Николая Кузнецова.
Первым выступает немец. В его докладе нет ни анализа существующей зарубежной техники, ни тенденций в проектировании двигателей, ни анализа текущей работы. Кузнецов разобрал выступление и предупредил всех, что в случае незнания сути вопроса зарплата немецких специалистов будет снижена, а со следующей недели назначается переаттестация, поскольку квалификация инженеров вызывает сомнения. Немецкие технари слушали Кузнецова, буквально открыв рот. И уже позже, когда Николай Дмитриевич приступил к разработке ракетного двигателя, немцы пытались убедить его, что создать такой двигатель невозможно, дескать, нет достаточных технических наработок и предпосылок. Гений Кузнецова доказал обратное. И вскоре уже немецкие специалисты учились у советских конструкторов.
Все это к тому, что сложное техническое изделие?— ракетный двигатель?— не мог быть создан на пустом месте. У истоков изобретения всегда стоит человек, который идет к открытию «через тернии к звездам».
Знают ли об этом современные школьники, студенты и просто обыватели? Должны знать. Для этого и существует музей истории предприятия.

 

 

ЗВОНОК ОТ ГЕНЕРАЛЬНОГО


Музей и его экспонаты?— свое­образный отчет о работе завода, а также память о людях и их идеях, реализованных в конкретных вещах: двигателях и конструкциях летательных аппаратов. И это тоже наш приоритет в космической тематике, о котором не следует забывать.
Начиная с 1959 года, на предприятии налажен выпуск ЖРД с принципиально новой замкнутой схемой для межконтинентальной баллистической ракеты ГР-1 (глобальная ракета) и ракеты-носителя Н-1, предназначенной для полета на Луну. Коллектив ОКБ под руководством Николая Кузнецова сделал все возможное и невозможное для реализации лунной программы. Завершить ее по известным причинам не удалось, программу закрыли. Но, что интересно, в процессе создания двигателей и ракет для лунной программы в стране была сформирована, по сути, новая станкостроительная отрасль. Появились новые технологии, кадры и целые научные сообщества, ориентированные на более высокие цели. Отсюда новые технологии, которыми мы пользуемся до сих пор.
И это тоже должно оставаться в памяти людей. Неслучайно именно по инициативе Николая Дмитриевича Кузнецова в 1991 году на предприятии приступили к созданию музея. И через 5 лет музей был открыт.
Сегодня музейные площадки посещают в основном школьники, студенты и сами заводчане. Приезжают иностранные делегации, любители истории авиации и космонавтики.
Особенно радуются экскурсиям школьники. Ведь для них это открытие, чувство гордости за страну и своих близких людей. Многие родители детей работают на предприятии, но не всегда дети знают, чем они занимаются.
А тут наглядное выражение усилий сотен людей, выраженное в лучших в мире двигателях.
Один мальчишка в книге отзывов написал: «Пусть на двигателях ракеты, которая полетит на Марс, будут стоять буквы НК».
Вера Данильченко?— сама выпускница первого выпуска инженеров ракетных двигателей Харьковского авиационного института 1961 года. По распределению попала на завод Кузнецова. Вспоминает, как в заводской газете был опрос на тему «В чем счастье?»
Генеральный конструктор тоже участвовал в опросе. И ответил так: «Когда я с интересом и удовлетворением иду на работу и с этими чувствами возвращаюсь домой, для меня это счастье».
И если благодаря музею счастливых людей станет немного больше?— уже хорошо. Директор музея вспоминает случай, когда в музей пришли ребята, чьи родители работают в ОАО «Кузнецов».
— У нас в музее стоит действующий телефон генерального конструктора. По нему можно напрямую позвонить в любой цех или отдел завода. И вот однажды мальчишка набрал внутренний номер и попросил к телефону свою маму. Та не ожидала услышать сына по служебному телефону.
— Слава! Ты где?! Как сюда попал?!
— Я в кабинете генерального конструктора, в музее!?— с гордостью открыл секрет Слава.
Сотрудники туристических экскурсионных бюро уже много раз предлагали предприятию включить музей в программу, но на режимном предприятии осуществить это очень сложно. Стало быть, нужен полноценный музей, чьи двери были бы открыты для широкой аудитории.
— Я знаю, что посетители музея, особенно молодежь, хотят иметь возможность все потрогать руками,?— говорит Вера Данильченко.?— Увидеть сам процесс работы двигателя. У нас был такой выставочный вариант двигателя НК-32, где можно было нажать на кнопку и увидеть работу каждой его части. Вот таких экспонатов сегодня не хватает, их должно быть как можно больше.
На предприятии говорят, что здесь вполне по силам создать демонстрационную кабину стратегического самолета, и чтобы там включались приборы. Можно сделать и отсек космического корабля, имитацию шума включенных двигателей, показать отстыковку ступеней. Почему бы не использовать для демонстрации исторических материалов современные информационные технологии? Самое главное?— все это реально и все это очень важно для воспитания будущих королёвых и гагариных.